Новая промышленная стратегия Германии -

возврат к дирижизму?

к. э. н., заместитель директора Института Европы РАН, зав. Отделом страновых исследований, руководитель Центра германских исследований

Важной задачей экономического блока коалиционного правительства, приступившего к работе 14 марта 2018 г., стало сохранение и повышение конкурентоспособности индустриального ядра национальной экономики, в первую очередь машино- и автомобилестроения, химии, электротехники, оптики и точной механики, медицинских приборов и самолётостроения.
5 февраля 2019 г. министр экономики и энергетики ФРГ П. Альтмайер выступил с инициативой ускорения разработки национальной промышленной стратегии, которая должна координироваться с аналогичной политикой на уровне Евросоюза. Одновременно на сайте министерства был опубликован документ «Национальная промышленная стратегия 2030. Стратегические положения для германской и европейской промышленной политики», а также обращение ко всем заинтересованным сторонам принять участие в её обсуждении. О необходимости разработки новых подходов к этой теме министр неоднократно заявлял в различных выступлениях и интервью в течение лета-осени 2018 г.

Стратегия описывает целесообразность разработки национальной и европейской промышленной политики, способной дать ответы современным вызовам глобализации, росту протекционизма и государственному вмешательству в экономические процессы. Проект немецкого министра содержит призыв к коллегам из стран ЕС и чиновникам Брюсселя обсудить параметры эффективной государственной поддержки промышленного сектора, без которой невозможно обеспечение долгосрочной конкурентоспособности европейских промышленных компаний на мировых рынках и о возврат цепочек добавленной стоимости в Европу.

В введении П. Альтмайер подчёркивает, что «стратегия строится на хорошо зарекомендовавших себя принципах социального рыночного хозяйства и развивает критерии, на основе которых необходимость государственного вмешательства можно обосновать (как исключение) или отклонить (как правило). Это служит как эффективному ограничению государственных интервенций, так и их легитимации при наличии преобладающих народнохозяйственных соображений».

Мнения представителей немецкого предпринимательского и политического сообщества разделились. С одной стороны, отмечается справедливость положения и необходимость господдержки национального бизнеса в условиях «несправедливой конкуренции» со стороны китайских корпораций. С другой, выражаются опасения по поводу вмешательства чиновников в рыночные процессы и искажения конкурентных условий, которые могут иметь негативные последствия для конкурентоспособности экономики на микро- и макроуровне.

Отметим, что до 2018 г. в немецком политико-экономическом дискурсе идея необходимости возрождения прямого вмешательства государства в функционирование национальной индустрии не присутствовала. Казалось, что германский промышленный дирижизм с его точечной адресной поддержкой отдельных отраслей и компаний «почил в бозе» в 60-80-е годы прошлого века. В 90-е и нулевые годы ему на смену пришла государственная инновационная и кластерная политика, ориентированная на поддержку частнопредпринимательской инициативы, через которую можно было выявить будущие высокотехнологичные точки экономического роста. В десятые годы она была дополнена политикой энергетической и цифровой трансформации, которые стали частью стандартной стратегии Германии, направленной на формирование благоприятных рамочных условий для обеспечения конкурентоспособности национального хозяйственно-политического и социально-экономического пространства. Особенно важна политика промышленной дигитализации, которая реализуется в рамках германской стратегии «Индустрия 4.0». Её важнейшая цель - реиндустриализация немецкой экономики в рамках грядущей Четвёртой промышленной революции. Аргументация авторов новой стратегии была настолько убедительной, что правительство Германии в 2013 г. включило её в свою официальную
экономическую политику.

В новой стратегии к лучшей практике П. Альтмайер относит госпрограмму «Сделано в Китае 2025» {Made in China 2025), которая предусматривает поддержку ключевых технологий в 10 ведущих секторах экономики. КНР в 2017 г. заявила об амбициозной цели стать к 2030 г. мировым лидером в области искусственного интеллекта (ИИ). В июле 2018 г. китайский государственный концерн основал фонд China New Era
Technology Fund в размере 15 млрд долл., задача которого - инвестиции в передовые технологические фирмы в Поднебесной и за её пределами.
В этой связи министр напоминает, что одна из ключевых проблем стран Евросоюза и Германии - низкий уровень коммерциализации собственных уникальных ноу-хау и патентов по сравнению с США, Японией и Китаем.
Выступая за поддержку отечественного среднего бизнеса, особенно «скрытых чемпионов» («hidden champions»), занимающих лидирующие позиции в различных нишах мирового рынка (но не конкретизируя инструменты и механизмы), П. Альтмайер, тем не менее, основную ставку в стратегии делает на создание
суперконцернов - в мировой конкуренции именно «размер имеет значение!» {«Size matters!»). Основная причина: крупнейшие китайские компании, опирающиеся на существенную государственную поддержку, рассматриваются ФРГ в качестве основного стратегического вызова для отечественного и европейского бизнеса. Когда речь идёт об экономической безопасности Германии, о критической инфраструктуре (например, энергосети), о передовых инновационных компаниях, немецкий министр считает возможным и необходимым вмешательство государства в проекты с возможным участием внешних (в первую очередь, неевропейских) стратегических инвесторов.

В 2013 г. по инициативе Франции (а именно Э. Макрона, который в то время был министром экономики), поддержанной Германией, был создан европейский формат обсуждения рамочных условий развития и повышения конкурентоспособности индустриального сектора ЕС - «Конференция друзей промышленности»). Предпоследняя (пятая по счёту) встреча прошла в Берлине в июне 2017 г., где представители 20 государств ЕС (на уровне министров) приняли «Берлинское заявление», в котором сформулировали основные требования к общей промышленной стратегии Евросоюза. С учётом его положений в сентябре 2017 г. Европейская комиссия представила документ «Инвестиции в интеллигентную,
инновационную и устойчивую промышленность - новая стратегия индустриальной политики». В конце 2016г. - начале 2017 г. Берлин и Париж выступили инициаторами ужесточения контроля ЕС над инвестициями в стратегически важные отрасли, в первую очередь, осуществляемыми китайскими компаниями. Эта инициатива была учтена при формировании упомянутой стратегии Евросоюза.

18 декабря 2018 г. в Париже в рамках очередной «Friends of Industry» Conference состоялся саммит министров экономического блока стран ЕС, которые уточнили отдельные положения новой европейской стратегии. Германия настояла на включении в итоговый документ пункта о необходимости углубления кооперации в сфере о прорывных технологий, в т.ч. в производстве аккумуляторных элементов и ИИ . В
качестве основного партнёра в этой сфере она по-прежнему рассматривает Францию. На полях конференции состоялась встреча П. Альтмайера и его французского коллеги Б. Ле Мэра, по итогам которой они опубликовали коммюнике, конкретизирующее параметры двусторонней и европейской кооперации в сфере промышленности. Оба министра выразили готовность содействовать формированию в ЕС крупных
индустриальных корпораций, в первую очередь, в сфере полного цикла производства аккумуляторов для электромобилей, в создании машин, наделенных искусственным интеллектом, и во внедрении качественно новых инновационных технологий. Они предложили создать к 2022 г. «Европейский аккумуляторный альянс» (при поддержке Еврокомиссии) и превратить его в символ новых амбиций европейской
промышленности 6 февраля 2019 г. Брюссель запретил давно готовящуюся сделку по слиянию
французской компании Alstom и немецкого концерна. Решение, принятое на следующий день после опубликования немецкого проекта промышленной стратегии, вызвало крайне негативную реакцию в Берлине и Париже. В целях сохранения европейских позиций в средне- и долгосрочной перспективе они считают необходимым изменить регламент, регулирующий конкурентную политику ЕС, и разрешить слияние ведущих национальных игроков в важнейших для Евросоюза сферах промышленности.
Ответом на запрет и одновременно шагом в направлении поддержки позиционного документа Альтмайера стал его совместный с Ле Мэром «Франко-германский манифест европейской промышленной политики, соответствующей требованиям 21 века», опубликованный 19 февраля 2019 г. Оба политика подчёркивают, что на сегодняшний день среди 40 крупнейших корпораций мира лишь пять числятся за Европой и что альтернативы объединению усилий в реализации индустриальной стратегии нет - без них существующая «промышленная основа и возможности постепенно исчезнут». В этом контексте основным посланием манифеста является следующее: «Правила конкуренции очень важны, но существующие правила необходимо пересмотреть, чтобы получить возможность адекватно принимать во внимание факторы и обстоятельства промышленной политики».

Манифест предлагает наделить Совет ЕС правом делать исключения из антимонопольного законодательства для наиболее значимых с народнохозяйственной точки зрения сделок слияния европейских корпораций; в «особых случаях» разрешать государственное субсидирование наиболее важных предприятий; усиливать защиту стратегически важных для стран Евросоюза инфраструктурных и промышленных компаний, новейших технологий и иных критически важных субъектов от продажи их хозяйствующим лицам государств - не членов ЕС.

В тот же день на конференции по дигитализации в Берлине А. Меркель заявила, что существующие правила конкуренции ЕС «оставляют сомнения в том, что мы действительно можем создавать глобальных игроков» и предложила обсудить содержание европейского антимонопольного права во время очередного саммита ЕС.

В рамках новой промышленной стратегии Германии явно проступают «родимые пятна» дирижизма, которые в документе аккуратно прикрываются ограниченными временными рамками, ордолиберализмом и рыночными принципами экономики (необходимы гибкие рамочные условия, нельзя вмешиваться в процесс принятия предпринимательских решений и пр.).

Говоря об исключениях, П. Альтмайер лейтмотивом своей инициативы, несмотря на риски ошибок и неверных решений политиков, считает неизбежность в условиях глобализации государственных интервенций в экономические процессы. Он также рассчитывает, что после принятия национальной промышленной стратегии её принципиальные положения будут включены в аналогичную стратегию Евросоюза, а новый состав Еврокомиссии пересмотрит антикартельное законодательство ЕС.

Об эффективности реализации будущей промышленной стратегии Германии и её элементов, встроенных в аналогичную политику ЕС, с точки зрения сохранения и повышения конкурентоспособности европейского хозяйственного пространства можно будет судить только в среднесрочной перспективе. Очевидно, она во многом будет зависеть от конкретных субъективных решений национальных и европейских чиновников. Новейшая история показывает, что здесь возможны как стратегические успехи, так и неудачи.
~
Джерело
Аналитическая записка №4,2019 (№155) - http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2019/an155.pdf
Підпишись на наш Telegram канал чи Viber, щоб нічого не пропустити
Сподобалась стаття? Допоможи нам стати кращими. Даний медіа проект - не коммерційний. Із Вашою допомогою Ми зможемо розвивати його ще швидше, а динаміка появи нових Мета-Тем та авторів тільки ще більш прискориться. Help us and Donate!
Ще матеріали по темі:
Тема: Нова боротьба за центр накопичення капіталу
Запад и альтернативные стратегии модернизации
Вопрос о выработке альтернативных западным стратегий модернизации обсуждается специалистами в контексте проблемы вестернизации – доминирующей евроатлантической исторической формы глобализации, к середине прошлого века окончательно разделившей человечество на страны первого, второго и третьего мира. Означает ли это, что будущее человечества связано с неизбежной вестернизацией стран мировой периферии и полупериферии? Каковы их шансы «на равных» вписаться, если можно так выразиться, в евроатлантический глобальный контекст и многие ли из них в обозримом будущем останутся на политической карте мира? И удастся ли тем, кто останется, выработать собственные – национальные – формы стратегий развития и какие именно? (Ю.Гранин)
Made on
Tilda