Как следствие – сильнее проявляется социокультурная гравитация одних ареалов и токсичность других, формируя миграционные потоки и преобразуя картографию человеческой вселенной.
При обсуждении в том или ином кругу острых проблем российской ситуации я заметил: аудиторией с некоторым удивлением воспринимается мысль, что основная проблема страны – это состояние ее культуры, в самом широком значение этого слова. Культуры, определяющей качество среды обитания, основы социального поведения (этику, мораль), состояние судебной системы, реализацию политических процедур и т.д. Слабое осознание катастрофичности социокультурной ситуации в России, возможно, связано с памятью о былых, каталогизированных культурных достижениях. Культурный капитал страны, однако, есть нечто большее, нежели литература, живопись, музыка, театр. Конечно, все это аспекты культуры, ее феноменология, сумма реализованных даров и талантов, но культурный статус страны и населения этим не исчерпывается. Социокультурный уровень популяции определяет степень ее цивилизованности, сглаженность соответствующих перепадов, гомогенность инфраструктуры развития. Разрывы и провалы в освоении культурных активов, конечно, не отрицают их значение, но с точки зрения геокультурной ситуации отчасти девальвируют эти достижения, которые рискуют оказаться невостребованными артефактами, а их создатели – «лишними людьми». Ситуацию усугубляет предчувствие следующей эволюционной волны, преобразующей глобальную иерархию ценностей и смыслов.
Грядущая картография практики сопряжена уже с геоантропологией: суммой процессов и ситуаций, возникающих при распределении и перераспределении человеческих ресурсов на планете с учетом их качественных характеристик.
Топография глобального социума меняет привычную систему координат; стремление к эффективному обладанию новизной доминирует над кодами современности и индустриальной экспансией, дополнительность замещает тотальность. Города планеты – физические и виртуальные сгустки связей, становятся персонажами, автономными от непосредственной географической принадлежности. Геокультурный и геоантропологический атласы мира формируются как глокальные объекты со сложной архитектурой (геометрией размещения). Определяющую роль в этих моделях играет социальная гравитация, функциональная связность распределенных по планете интенсивно резонирующих локальностей, куда стекаются профессиональные и динамичные антропологические ресурсы – интеллектуальный и кадровый капитал человечества.
Агентство 2thinknow Innovation Centre Cities регулярно публикует рейтинг инновационного потенциала городов, оценивая его с позиций инновационной экономики и подразделяя на 5 кластеров: сплетения (nexus), хабы (hub), узлы (nod), продвинутые (advanced), стартапы (upstarter). В сущности, это классификация по степени проникновения за горизонт событий (probing) и обратного влиянии на мир. Последний по времени индекс 2018 года так представляет дюжину лидеров: Токио, Лондон, Сан-Франциско-Сан-Хосе, Нью-Йорк, Лос-Анжелес, Сингапур, Бостон, Торонто, Париж, Сидней, Чикаго, Сеул.
В антропологической вселенной сегодня зажигается, мерцает, гаснет множество звезд, эмансипацию и творческую продуктивность тенью сопровождают экстремизм и деструкция, а в геоэкономическом сегменте – предпринимательской среде, властно утверждается влиятельный персонаж – manterpriser (man – человек; enterprise - предприятие), человек-предприятие. В числе оных – Илон Маск (SpaceX; Tesla), энигматичный «Сатоши Накамото» (Bitcoin), Ма Юнь (Alibaba Group), Джефф Безос (Amazon, Blue Origin), Сергей Брин и Ларри Пейдж (Google), Билл Гейтс (Microsoft), Марк Цукерберг (Facebook), Ричард Брэнсон (Virgin), Майкл Блумберг, Уоррен Баффет, Шелдон Адельсон, Ли Кашин, Карлос Слим, Мукеш Амбани, Азим Премжи и подобные им. Личностный суверенитет, персональная позиция преобразуют деятельные пространства, изменяют рубежи лояльности, трансформируют принадлежность к сообществам, существенно обновляя коды практики.
Прежние клише туманят зрение, застилая идущие процессы реорганизации, корпоративизации, усложнения мира. Причем понятие корпорации в данных обстоятельствах отличается от привычного, экономического стереотипа. Формирующиеся комплексные корпорации напоминают скорее свои средневековые аналоги, то есть являются объединениями людей, связанных профессиональной деятельностью или общей, соборной устремленностью к некой цели наподобие былого ремесленного цеха, университета, «содружества менестрелей», полит-теологического сообщества, получивших сегодня возможность действовать – конструктивно и деструктивно – поверх территориальных границ и других барьеров. Эту фазу цивилизации можно определить как сложно организованное общество, где социальная эволюция в свою очередь предполагает дальнейшее усложнение структур.
О чем же говорил Дмитрий Орешкин? В сущности о пафосе нового национализма – «встречном ветре» цивилизации: протесте прежнего мира, в каких-то своих чертах аналогичном процессам, разворачивавшимся вокруг тридцатилетней войны прошлого века. Это реакция на происходящее, суммирующая несогласных с развитием событий, бунт отвергнутых временем, невостребованных элементов прежней конструкции, оказавшихся за бортом новой сборки. И суммарная энергетика альтернативных версий реконструкции, маргинальных на данный момент утопий и антиутопий наступившего века. Но и здесь действует своя корпорация, она также представляет определённую силу, базируясь на социальных достижениях прошлого века: демографическом взрыве, массовом обществе, всеобщем избирательном праве, индустриальном, конвейерном производстве. Политический интеграл подобных умонастроений и устремлений – популизм.