«Более 50 процентов избирателей готовы продать свой голос»… Такую цитату я встретил в одном из многочисленных подзаголовков среди потока сообщений в интернет. В наше время это суждение выглядит банальным, как бы понятным, и таким же повседневным, как покупка продуктов в супермаркете.
И все-таки, в этом очевидном и повседневном факте кроется вся тайна нашей жизни. Речь ведь идет о том, что сама возможность покупки голоса – это значит и возможность покупки воли человеческой. Ведь голосование есть ни что иное как «волеизъявление». А за волей стоит еще более значимое – жизненная позиция, представление о сущем и должном. Значит, при покупке голоса покупается и жизненная позиция.
Сам по себе акт купли-продажи в современном мире давно уже перестал быть грубым торгашеским действом. Нет, конечно факты прямого обмена денег на выборный бюллетень на выборах (или продукты, вещи – как «неденежный» обмен) тоже сплошь и рядом. Но все-таки, обменивая волю и позицию на деньги, продавец голоса уже делает жизненный выбор. Не в политике, а в самой жизни. Признает свою жизнь, позицию, волю - товаром, который можно с выгодой менять на денежный или материальный эквивалент. И признавать по факту ту, следующую жизнь, которая будет устроена и обеспечена уже БЕЗ его воли и позиции. В итоге, суть волеизъявления – в самой «продаже голоса-волеизъявления».
Еще каких-то 200 лет назад при покупке-продаже крепостных крестьян использовали обиходное «покупка душ» (-в русском языке). Не в духовном конечно, а скорее в «био-социальном» значении. Как покупка живого человека, обладающего сознанием, где сознание – лишь особенность, отличительная черта от коровы, овцы или лошади.
То есть, если полезность самого крепостного была вовсе не в сознании и духовных качествах, а в физических данных и каких-то навыках, то преимущество перед остальным «живым товаром» - лишь в том, что эта рабсила могла выполнять работу с сознанием.
Продажа на рынке своей рабочей силы (наемный труд, рабочая сила как товар) предполагает, что покупатель этого специфического товара оплачивает эту саму способность, исходя из некоего вполне осязаемого набора жизненных потребностей продавца (работника) – от питания до требований к стандартам жизни. Взаимоотношения продавца-рабочего и покупателя капиталиста (в т.ч., такого уникального как государство) прошли длинный путь от грошей на проживание в «лондонских трущобах» начала 19 века, до системы социального обеспечения, страхования жизни, предоставления жилья и даже обустройства культурно-массовой сферы, психологической помощи и даже миноритарного участия в собственннсти. За несколько столетий наемный труд как источник прибавочной стоимости прошел путь от «оплачиваемого раба» на заводе до «миноритарного партнера» капиталиста в ОАО.
И все же, покупка «голоса» и «волеизъявления» - совсем другое дело. Местопребывание, жизненный уклад, положение человека вообще от этого не изменяются в момент покупки-продажи. Зато дальнейшие обстоятельства жизни, вплоть до мироустройства, – могут происходить без его ведома, знания и влияния. Покупая голос, у него покупают право влиять на мир, оставаясь при этом вроде как автономным, таким же и тем же, что и вчера.
Грубые, рыночно-базарные формы покупки голоса характерны для обществ с низким уровнем жизни и доходов. Но в обществах с высоким доходом то же самое происходит при продвижении медиа-рекламы политических программ, использовании маркетинговых приемов «популизма» кандидатов и активная эксплуатация образа «хорошего будущего» как главного товарного предложения на рынке голосов. Ведь все чаще выборы удивляют неожиданными результатами мало-известных политических сил или неклассических политических лидеров, которые в считанные месяцы обеспечивают свой успех за счет удачной рекламы и популярного медиа-образа будущего, сформированного с помощью медиа. Продажа голоса в форме «фьючерсной сделки» - как обмен ожиданий на удобный и популярный «медиа-образ будущего» - та же самая купля-продажа, но в куда более завуалированной форме, без прямого обмена бюллетня на деньги.