Лето 2020 года стало для объединенной Европы ключевым за крайнюю декаду периодом формулирования новейшего понимания и соответствующих программных стратегий по долгосрочной прорывной экономической политике. Задача, решение которой должно создать фундамент для опережающего на фоне всех главных конкурентов роста.
Еще в начале лета-2020 Евросоюз представил план восстановления от кризиса, вызванного эпидемией коронавирусной болезни COVID-19. План под названием «ЕС следующего поколения» (на 750 млрд евро) методологически выверен с обновленным долгосрочным бюджетом ЕС на 2021-27 годы (на 1,1 трлн евро) в подходе к критериям «анти-кризисного/восстановительного» инвестирования, базируясь на идеологеме «зеленого транзита».
В Совете ЕС прозвучало прямое заявление о том, что программа пост-карантинного восстановления Европы должна исходить из целей Нового Зеленого Курса (радикальное снижение выбросов CO2 с помощью повсеместного внедрение бережливых технологий, создание которых должно быть лидирующей основой будущего технологического уклада ЕС), презентованного осенью 2019 года главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и ее новой командой. Это означает, что «спасительные финансовые ресурсы» могут перераспределяться внутри ЕС лишь на правилах обязательной трансформации соответствующих секторов экономики/бизнесов и их инфраструктуры в логике «зеленого транзита». Следовать этому должны и будущие управленческо-политические реформы Содружества, необходимые «ослабленной Европе в условиях внешней острой конкуренции за точку роста и набегающих планетарных климатических вызовов».
Программа, которая «зависла» в бюджетных переговорах с первых зимних дней 2019-2020-х, получила публичную политическую поддержку благодаря covid-19 и стала общепризнанным европейским путем спасения. По отдельным положениям стратегии шли серьезные торги. В частности, с угледобывающей Польшей. Тем не менее, значимой и даже решающей стала поддержка Южной Европы (Испания, Италия, Греция), который был самым осторожным по отношению к «зеленой экономике» как проекту богато европейского Севера.
Следом за бюджетным политическим консенсусом последовал синхронный выход сразу трех документов, расшифровывающих тактику построения экономической основы «зеленой Европы».
--1) Рамку будущим трансформациям задает базовый текст «Водородная стратегия для климатически нейтральной Европы».
8 июля 2020 г. ЕС принял стратегию развития водородной энергетики до 2050г. Чтобы стать климатически нейтральной к 2050 году, Европе необходимо преобразовать свою энергетическую систему, на которую приходится 75% выбросов парниковых газов в ЕС. У водорода две уникальные функции: он может быть как энергоносителем, так и химическим реагентом в промышленности. То есть, он нужен не только для энергетики, но и для промышленности. Основные виды потребления водорода: генерация энергии для транспорта, промышленности и коммунального хозяйства. При этом, водород является универсальным средством хранения (в т.ч. – долгосрочное хранение).
По оценкам Международного совета по водороду, ключевая роль в реализации недопущения сценария «с двумя градусами потепления» принадлежит именно водороду. Исходя из наличного технологического потенциала, ЕС в «Водородной стратегии» заложил план, рассчитанный на 30 лет, который предусматривает вложения € 470 млрд в строительство электролизных мощностей (производство т.н. «зеленого водорода» из простой воды). Эти мощности будут питаться возобновляемой электроэнергией новых солнечных и ветряных электростанций, на которые планируется потратить еще € 340 млрд.
За первые 5 лет, c 2020 по 2024 гг., запланировано ввести в действие электролизеров для получения водорода общей мощностью 6 ГВатт, что будет давать до 1 миллиона тонн водорода ежегодно. Затем, к 2030 г. мощности электролизеров будут увеличены до 40 ГВатт, и производство водорода будет увеличено до 10 млн. тонн в год. При этом, к 2050 г. намечено снизить себестоимость производства водорода из возобновляемых источников энергии до 1 долл.США за 1 кг.
План предполагает переходной период между текущим положением и повсеместным внедрением технологий производства и потребления «зеленого водорода».
Стратегия снижения цен: сегодня «серый водород» можно производить всего за € 1,5/кг. Под «серым» подразумевается старая технология превращения в водород классического газа метана (эта технология подразумевает выброс большого количества CO2).
Европейцы отметают возможность использования такого «серого водорода», но до 2050-го года предполагается разрешить поступление в европейский энергетический баланс т.н. «голубого водорода» (любой способ производства этого газа из ископаемого топлива, при условии «захвата», превращения CO2 в иное полезное вещество. Другими словами – если удастся в ходе производства утилизировать в полезные вещества и СО2).
Цена в € 1,5/кг и есть цель, к которой стремится ЕС в производстве «зеленого водорода», чтобы достичь паритета цен. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), сейчас цена на чистый «зеленый водород» € 3,5−5/кг.
Основные составляющие цены конечного продукта — это стоимость чистой энергии и электролиза. Понижению цены может способствовать только создание широкомасштабного производства. И цель стратегии ЕС состоит в комплексном долгосрочном межстрановом разделении труда в сфере внедрения производства и переориентации всего энергетического и транспортного потребления на водород и водородные технологии.
В разных странах Европы будут преобладать разные типы газов. Например, во Франции и Дании — это будет, в основном, биометан, в Нидерландах - «чистый водород» (электролиз), а в ряде других государств будут потребляться разные типы и смеси газов.
Стратегия предусматривает 38 отдельных шагов по созданию более интегрированной энергетической системы. К шагам относятся: пересмотр существующего законодательства, финансовая поддержка, исследования и внедрение новых технологий и цифровых инструментов, руководство для государств-членов по фискальным мерам и постепенной отмене субсидий на ископаемое топливо, реформа управления рынком и планирование инфраструктуры. В тех секторах, где прямая электрификация затруднена, стратегия продвигает экологически чистые виды топлива, включая возобновляемый водород и экологически чистые виды биотоплива и биогаза. Очень важно: Комиссия создаст новую универсальную систему классификации и сертификации возобновляемого и низкоуглеродного топлива.
Приоритетом является разработка возобновляемого водорода (renewable hydrogen), производимого в основном с использованием энергии ветра и солнца. Тем не менее, в краткосрочной и среднесрочной перспективе необходим водорода производимый за счет других низко-углеродных источников энергии (low-carbon hydrogen) для быстрого сокращения выбросов и поддержки развития жизнеспособного рынка. Примерно такой же подход принят и в «Национальной водородной стратегии» Германии, которая была опубликована следом за общеевропейской.
Главным драйвером резкого снижения выброса CO2 должна стать европейская промышленность: внедрение водорода на всех химических процессах, где это возможно, и замена источника тепловой энергии на сжигаемый водород должны позволить в среднесрочной перспективе понизить выбросы на 30 проц.
--2) Следующим документом, расшивающим новую европейскую политику, стала "Национальная водородная стратегия» Германии.
Германия относится к числу стран, наиболее озабоченных климатическими проблемами, особенно достижением углеродной нейтральности. Но дело не только в экологии. Повышение эффективности промышленности в рамках «зеленой стратегии» и обеспечение новых конкурентных преимуществ немецкой и европейской экономик возможно лишь за счет революционных технологических прорывов и установлении своего лидерства в новых технологических стандартах. Другими словами, зеленая энергетика и водородная стратегия – это начавшаяся «гонка за развитие» и Германия становится одним из форвардов в этой гонке.
В водородной стратегии Германии в деталях прописана техническая сторона «застоя» европейской энергетики и соответствующих малых достижений в климатической нейтральности как на национальном, так и на макрорегиональном уровнях.
Выделяют несколько причин такой стагнации. Во-первых, ВИЭ (Возобновляемые Источники Энергии) не решили главную задачу — не снизили радикально объем выбросов парниковых газов. Лишь в 2018 году выбросы стали снижаться, а до этого времени они продолжали расти. Парадокс в том, что снижение выбросов в Германии происходило параллельно со снижением объемов строительства ветрогенерации, на которую приходится наибольший объем мощностей среди ВИЭ.
Существующий объем установленной мощности ВИЭ уже перекрывает на 25% необходимые стабильные потребности в электроэнергии. На 3 июля 2020 года общая установленная мощность ВИЭ в Германии составляет 125,76 ГВт при базовом уровне потребления около 40 ГВт и пиковом — 80−100 ГВт. Экстенсивное наращивание возобновляемых мощностей в Германии практически закончилось. В первом полугодии 2019 года были построены только 290 МВт новых ветромощностей — это снижение на 80% по сравнению с 2018 годом (а в 2018 году объемы новых мощностей упали почти вдвое по сравнению с 2017-м).
Проблемой массовости ВИЭ в структуре генерации является нестабильный характер данного производства и, как следствие, снижение объема гарантированных поставок. Номинальная установленная мощность ветряных и солнечных станций сильно контрастирует с реальной выработкой, зависимой и от погоды, и от времени суток.
Производство и потребление рассинхронизированы: излишки генерации в пиковые моменты не находят потребителя и являются растрачиваемым ресурсом, потому что не имеют системы и способа своего хранения. И наоборот: погодные аномалии на уровне отдельной страны или региона могут создавать опасность дефицита электроэнергии. А слабая и устаревшая межстрановая система перетоков в ЕС неспособна обеспечить энергетическую безопасность на будущий виток экономического роста. Это приводит к резким скачкам цен на электроэнергию.
Ухудшает ситуацию разбалансированность диспетчеризации: бум частного строительства децентрализованных станций возобновляемой энергии, как «снежный ком», наращивает угрозу хаотизации в управлении стабильной мощностью в единой системе тока. Согласно исследованию Немецкого национального энергетического агентства, на сегодняшний день для полноценной интеграции национальной энергетики необходимо построить около 10−20 тыс.км ЛЭП 110 кВ по всей Германии. Тем не менее, в течение последних 10 лет были построены всего лишь несколько сот километров новых линий.
Еще одной проблемой в документе прописано физическое отсутствие свободного места для размещения новых мощных солнечных ферм и ветропарков на континентальной части европейского Севера.