«Contra spem spero»
(«Без надежды надеюсь»)

Цикл материалов от ИСИ "Нова Україна"
Президентская кампания - 2019: старт

к.с.н, Автор в Strategic Group Sofia, експерт-соціолог в Інституті стратегічних досліджень «Нова Україна»

Какие ожидания связывают украинцы с предстоящими президентскими выборами? Судя по результатам исследований, избиратели испытывают достаточно противоречивые чувства…
С одной стороны, население живёт в ожидании перемен. В украинском обществе сформировался запрос на смену политического курса и качественное обновление власти. Подавляющее большинство граждан недовольны политикой, которую проводит нынешняя власть, негативно оценивает деятельность Президента П.Порошенко. Три четверти опрошенных (74%) полагают, что дела в Украине идут в неправильном направлении. (Здесь и далее приводятся данные опроса населения Украины, проведенного Группой «Рейтинг» в ноябре-декабре 2018 года. Объем выборки – 40 тыс. респондентов, статистическая погрешность не превышает 0,5%). Запрос на перемены – неотъемлемая компонента недовольства нынешней властью.

С другой стороны, продуктивность предстоящего голосования воспринимается скептически. Украинцы в большинстве своём не верят, что выборы принесут желанные перемены. Только треть опрошенных граждан (31%) полагает, что в результате президентских выборов ситуация в Украине «скорее улучшится». При этом, примерно столько же (35%) считает, что ситуация не изменится, а 15% - что «скорее ухудшится». Каждый пятый (19%) респондент не определился с ответом, что также показательно.

С каждым претендентом на пост Президента избиратели связывают особые ожидания, своё видение перспективы. Рассмотрим мотивационную подоплеку электоральной поддержки наиболее рейтинговых кандидатов.
«Код Порошенко»
Ключевым слоганом предвыборной кампании П.Порошенко стала триада «Армія. Мова. Віра». По умолчанию «код Порошенко» также включает внешнеполитические ориентиры «Евросоюз» и «НАТО». В своей совокупности эти компоненты репрезентируют цивилизационный выбор «Геть від Москви!». Фактически населению предложили концепт национальной идеи («код национальный идентичности»), который должен объединить избирателей вокруг Президента.

Ценностные компоненты «кода Порошенко» дают возможность гражданину определенным образом идентифицировать себя в качестве «настоящего украинца». При этом «код Порошенко» не затрагивает сферу повседневных потребностей. Сторонники П.Порошенко являются, в определенном смысле, идеалистами, формирующими свои запросы к кандидату исходя из «интересов страны», «общественного блага». Ключевое здесь – нонконформизм, жертвенность и стоицизм («нездоланність»). Меркантилизму здесь не место. Для сторонников Порошенко он актуален как проводник определенной внешней и культурной политики, обеспечивающей самоутверждение (самореализацию) идентичности национал-патриота.

«Код Порошенко» представляет собой «политику идентичности» (Ф.Фукуяма) - идеологию правого толка, которая апеллирует к этно-национальному статусу избирателя, эксплуатирует возмущение граждан в связи с непризнанием политической суверенности и культурной самодостаточности украинцев (со стороны России). «Код Порошенко» взывает к чувству личного достоинства избирателя, для которых важно, чтобы украинцев «видели» и признавали в качестве равных среди других наций.

Однако, если «код Порошенко» в целом поддерживает около половины украинских граждан (отдельные его положения – более половины), то самого Порошенко в качестве кандидата поддерживают около 11% среди всех опрошенных.
Это несоответствие объясняют две причины:
Недовольство населения социально-экономической политикой, которую проводит нынешняя власть.
Сам Порошенко в глазах избирателей не соответствует критериям патриотизма, в первую очередь – готовности к самопожертвованию.
«Код Порошенко» не отвечает ключевым ожиданиям избирателей – тем надеждам, которые население связывает с решением актуальных проблем. Опросы показывают, что людей беспокоят иные темы, и они по-другому видят приоритетные задачи будущего главы государства.
«Народную повестку» ожиданий можно сформулировать следующим образом:
«Мира!»
- скорейшее прекращение военных действий и урегулирование конфликта на Донбассе;
«Хлеба!»
- повышение покупательной способности, уровня жизни населения в целом;
«Справедливости!»
- борьба с коррупцией, наказание коррумпированных представителей власти.
Многие кандидаты на пост Президента в своих программных заявлениях повторяют, ретранслируют положения «кода Порошенко» - его ценностно-культурные и внешнеполитические моменты. Отличия конкурентов Порошенко заключаются в том, что они, главным образом, апеллируют к социально-экономическим ожиданиям населения. В «код Порошенко» они встраивают отдельные положения «народной повестки». Таким образом, с Порошенко конкурируют его «усовершенствованные модификации».
А.Гриценко – «честная версия» Порошенко
Многие украинцы, поддерживающие политический курс «Геть від Москви», воспринимают П.Порошенко как ситуативного попутчика, оседлавшего волну национал-патриотического подъема 2014 года, который цинично обогащается в условиях войны. Это обстоятельство породило запрос на «честную версию» Порошенко – мужественного и бескорыстного патриота, который в полной мере следует «коду Порошенко», но не отягощен бизнесовыми интересами и не причастен к коррупции.

Часть избирателей надеется, что таким «сильным» и «честным» главой государства станет Анатолий Гриценко. Его предвыборная программа созвучна этим запросам. В своей кампании Гриценко делает акцент на решении проблем, которые украинцы считают наиболее важными для страны. Речь идет о военном конфликте на Донбассе и коррупции во власти (согласно опросу Группы «Рейтинг»). Причем, в определенном моменте эти две проблемы сливаются в одну. В массовом сознании распространена точка зрения, что нынешняя власть наживается на войне, и по этой причине не заинтересована в ее прекращении. (Некоторые национал-патриоты считают это обстоятельство главным препятствий на пути к победе). Именно высокий уровень коррупции в конечном итоге стал причиной кризиса доверия к власти.

Гриценко стремится соответствовать образу «бескорыстного борца с коррупцией».
«Я вам гарантирую, что у президента Украины не будет офшоров, собственности за границей, я гарантирую, что пирамида коррупции превратится в трапецию. Вверх больше не надо [будет «отстегивать»]. Только где-то кто-то — обрублю руки»
Неслучайно усилия «недоброжелателей» Гриценко сосредоточены на создании легенды о его коррумпированном прошлом (во времена работы в Министерстве обороны). Регулярно муссируются намёки на непатриотичную трусость Гриценко, на его удаленность от эпицентра вооруженного конфликта.
Ю.Тимошенко – «патерналистская версия» Порошенко
Главный негатив в отношении к Порошенко объясняется недовольством населения своим материальным положением, социально-экономической ситуацией в стране. Согласно опросу Группы «Рейтинг», лично для респондентов наиболее важными проблемами являются высокие тарифы на коммунальные услуги, рост цен на потребительские товары, а также низкие доходы. Население возмущает политика сокращения социальных расходов (политика «затягивания поясов»), которую проводит правительство.

Патерналистские установки и недовольство политикой «затягивания поясов» формируют ожидания, к которым апеллирует Ю.Тимошенко
. Знаковыми для её кампании стали обещания вдвое снизить тарифы на услуги ЖКХ, повысить зарплаты и пенсии («сделать их как в Польше»), а также «восстановить социальную справедливость» - наказать коррумпированных представителей власти. Будучи наслышаны о личной вражде Тимошенко и Порошенко, население охотно верит в непримиримость ЮВТ и её решимость осуществить «социальную месть».

Одновременно, в своей рекламе и публичных выступлениях Тимошенко подтверждает приверженность положениям «кода Порошенко» (война до победы над врагом, евроинтеграция, курс на вступление в НАТО, поддержка поместной церкви и др.). Наглядное тому подтверждение – съезд партии «Батькивщина», на котором Тимошенко была выдвинута кандидатом в Президенты. Благословение Патриарха Филарета,публичная поддержка Первого Президента Леонида Кравчукаи экс-генсека НАТО А.Ф.Расмуссена (подлинная или мнимая – не важно), выступления АТО-шников, заявление самой Тимошенко о необходимости немедленного вступления в НАТО - всё это должно было убедить избирателей национал-патриотического крыла, что ЮВТ твердо придерживается курса «Геть від Москви».
О.Ляшко – «социал-революционная версия» Порошенко
Многие украинские граждане полагают, что недостаточно просто переизбрать главу государства, запятнавшего себя коррупцией. Необходима кардинальная ломка политической системы. И для выполнения этой миссии нужен особенный политический лидер – из народа, хорошо знающий нужды простых людей, но в тоже время – «не от мира сего», неподвластного искушениям коррупции. Запрос на «несистемных» политиков радикального толка сформировал основу для поддержки Олега Ляшко. Его сторонники верят, что в борьбе с «системой» Ляшко пойдет до конца. По сути, он одновременно и оппонент Порошенко (в качестве критика «системы»), и конкурент Гриценко (в роли борца с коррупцией), и альтернатива Тимошенко (на ниве патерналистских обещаний).
В.Зеленский – «Противсіх»
Украина переживает глубокий кризис политического лидерства, кризис доверия к политической элите (истеблишменту). Этот кризис настолько глубок, что привел к агрессивному неприятию не только «старых политиков», но и политиков вообще. Одновременно этот кризис породил запрос на «новые лица» из среды андеграунда. Речь идет о людях, которые далеки от власти, от политической деятельности. Непричастность к политике в массовом сознании воспринимается как «незапятнанность». Но что более важно - удаленность от власти воспринимается как признак родства с простыми людьми. Пропасть между гражданами и политической элитой (хоть правящей, хоть оппозиционной) очень глубока. И новоявленные популисты из числа шоуменов были восприняты, как стоящие на той же стороне пропасти, что и простые люди.

Изначально многие эксперты полагали, что основная борьба за президентский пост развернется между П.Порошенко и Ю.Тимошенко. Таким образом, конкуренция за лидерство представлялась как состязание представителей действующей власти и «системной» оппозиции. Однако в январе 2019 г. на первое место в электоральном рейтинге неожиданно вышел «несистемный» В.Зеленский. Таким образом, на старте официальной кампании изменился её контекст. Теперь в фокусе общественности оказалось противостояние между «системным» и «несистемным» кандидатами.

Зеленского охотно поддерживают и на Востоке страны, и в западных областях. Это не значит, что он оказался в роли общенационального лидера, который консолидирует нацию, отстаивает общие ценности. Речь идет о протестной активности «противсіх» - идеологически нейтральных и деполитизированных избирателей, которые имеют место во всех регионах страны. Примечательно, что сербский предшественник Зеленского – комик Лука Максимович баллотировался на президентских выборах в 2017 году под лозунгом «Нищие наносят ответный удар» (логично было бы добавить – «системе»).

Зеленский выступает в роли дестройера (разрушителя), превращая предвыборную кампанию в фарс.
Он дезавуирует пафос кампании Порошенко, позиционирующего себя в качестве единственного («безальтернативного») кандидата, который противостоит Кремлю. Зеленский «неудобный» оппонент и для Тимошенко, поскольку он не собирается дискутировать о концепции экономического и политического развития. Зеленский изобличает участников президентской гонки как лицедеев и обманщиков, с которыми дискутировать не имеет смысла. На фоне кризиса доверия к политикам, многие избиратели с восторгом воспримут и поддержат такое изобличение – как заслуженную пощечину истеблишменту.

На первый взгляд, Зеленский содержательно оппонирует «коду Порошенко». В частности, в своих выступлениях Зеленский ратует за скорейшее прекращение войны, заявляет о готовности вести мирные переговоры с кем-угодно, иронизирует по поводу создания поместной церкви. Однако, по факту избирательная кампания Зеленского лишена концептуальной основы, цельной идеологии. Он не демонстрирует собственного видения политических целей, своего видения перспективы для страны. Более вероятно, что избиратели станут свидетелями высмеивания оппонентов, стёба по поводу их деятельности. Именно такая позиция кандидата позволяет привлекать в ряды своих сторонников людей эклектических взглядов или без таковых.

Фактически у Зеленского нет собственного электората, который бы поддерживал ту или иную идеологическую концепцию или стратегию развития. Зеленского и его сторонников не связывают идеи и смыслы. И в этом для самого Зеленского таится опасность – в любой момент такой избиратель может отвернуться от своего кумира.
«Другая Украина»
Сторонников Юрия Бойко объединяет, во-первых, категорическое неприятие политического курса, который проводит власть, а также неприятие её идеологической доктрины («кода Порошенко»). Во-вторых, «избиратели Юго-Востока» претендуют на то, чтобы их «увидели» и «признали» полноправными членами украинского общества, признали их достоинство, их право на собственное мировоззрение и ценности. Их объединяет протест против ущемления прав как представителей этно-культурной группы, против отношения к ним как людям, «утратившим связь с национальными корнями». Таким образом, в электоральной мотивации электората Бойко значительную роль играет фактор идентичности.

Электорат Ю.Бойко связывает с предстоящими президентскими выборами перспективу скорейшего завершения войны на основе достижения компромисса («мирным путем»). Причем эту перспективу неразрывно связывают со сменой П.Порошенко на посту Президента, который «не способен» и «не заинтересован» в прекращении войны.

Сторонники Бойко – последовательные критики «кода Порошенко». Они не приемлют клерикалистскую политику нынешней власти, её северо-атлантические устремления, ограничительные меры в отношении русского языка и русскоязычного культурного продукта, идеологическую цензуру. Им не чуждый патернализм, но реализацию собственных экономических интересов они увязывают с перспективой экономического развития в стране в целом. Окончание войны ими воспринимается не только как самодостаточная ценность («худой мир лучше доброй войны»), но и как важнейшее условие (предпосылка) для подъема экономики, и в конечном итоге - повышения уровня жизни населения. Поэтому социальные обещания Бойко кажутся им более реалистичными, «обоснованными», нежели популизм Ю.Тимошенко и О.Ляшко.

Хотя основу электоральной поддержки Ю.Бойко составляют жители Юго-Востока страны, было бы ошибочным называть его электорат «пророссийским». Как показывае анализ, среди сторонников Бойко только половину составляют русскоязычные граждане, и лишь немногие поддерживают перспективу политической интеграции с Россией. В массе своей «бойковцы» - сторонники либерально-демократического, светского государства, политики неприсоединения («собственного пути») и мирного соседства.

Таким образом, речь идет о последовательном оппонировании «коду Порошенко», альтернативном видении перспективы для Украины. Правда, эти ожидания не нашли должного отражения и концептуального идеологического оформления в предвыборной программе самого Бойко.

Оправдаются ли ожидания украинских граждан, которые они связывают с президентскими выборами? Результаты опросов дают основание предполагать, что любой исход голосования вызовет недовольство и несогласие у большинства населения.

Несмотря на обилие фамилий в избирательном бюллетене (44 кандидата!), украинские граждане, похоже, в который раз столкнутся с дефицитом выбора. Участие в выборах «новых лиц» и «молодых политиков» не решило проблему лидерского кризиса, отсутствия в политике общепризнанных моральных авторитетов. Среди сторонников кандидатов в каждом случае значительной является доля тех, кто выбирает «наименьшее зло» (потому что другие – «еще хуже»).

Моделирование второго тура президентских выборов показало, что многих респондентов не устраивают ожидаемые пары финалистов. Особенно негативную реакцию вызвал сценарий, согласно которому во второй тур выходят Петр Порошенко и Юлия Тимошенко. Для половины опрошенных граждан кандидатуры Порошенко и Тимошенко являются в равной степени неприемлемыми.

Среди населения укрепляется мнение, что президентские выборы не будут честными. В СМИ активно муссируются сообщения о подготовке массового подкупа избирателей; журналисты подробно рассказывают о расценках за голос и формировании «сетей агитаторов», через которые будет производиться подкуп. Как следствие – половина опрошенных (51%) граждан считает, что при голосовании будут иметь место «значительные» фальсификации. (Еще треть респондентов (33%) полагает, что фальсификации будут «незначительными»). Таким образом, формируется недоверие к результатам выборов, к их легитимности. В свою очередь, это создает предпосылки для активного неприятия нового Президента и его решений.

Удастся ли Украине преодолеть вызовы политической нестабильности, связанные с предстоящими выборами? Остаётся, в который раз, надеться на мудрость и терпение украинского народа…
~
Підпишись на наш Telegram канал чи Viber, щоб нічого не пропустити
Сподобалась стаття? Допоможи нам стати кращими. Даний медіа проект - не коммерційний. Із Вашою допомогою Ми зможемо розвивати його ще швидше, а динаміка появи нових Мета-Тем та авторів тільки ще більш прискориться. Help us and Donate!
Ще матеріали циклу:
Made on
Tilda