Наряду с этим произошло существенное изменение социальных сетей - важнейшего медиа-института последних лет. Наиболее влиятельная в Украине сеть "Фейсбук" пережила пик своей влиятельности в 2013-18г. В начале 2019г. Фейсбук заявил о том, что вводит новую политику с целью не допустить внешнего влияния на выборы в Украине, в рамках которой запрещается публикация политической рекламы из-за рубежа, а также о намерении временно усилить надзор за выполнением правил. Регулированию будут подлежать сообщения, касающиеся политиков, партий, мобилизации избирателей, партийные слоганы и символика. Ранее администрация сети изменила правила, делавшие сеть альтернативным инструментом массовой политической коммуникации несистемных политических сил. Так, изменены принципы ранжирования постов, ведены массовые баны, запрет на "сексуальный подтекст" в постах – то есть механизм цензуры.
В целом после скандала с Сambridge Analityca "Фейсбук" перестал быть широкой социальной площадкой, способной конкурировать со средствами массовой информации. Но и последние не возродили своего влияния. Социальная сеть переориентировалась на общение в непосредственном социальном окружении пользователей. Публикации страниц и лидеров мнений остаются на заднем плане, в приоритетном показе – посты родственников и близких друзей. Пользователи оказались закрыты в личном информационном пространстве, воспринимая один и тот же контент от одних и тех же людей с одной и той же точкой зрения. Информационное пространство сети фрагментировалось и замкнулось, исчез плюрализм взглядов на происходящее.
Согласно новым алгоритмам в приоритете оказались комментарии, а не поддержка точки зрения – чем больше комментариев под записью, тем лучше она распространяется по сети и чаще появляется в ленте. Массовая поддержка - «лайк» потерял свою власть над распространением информации. Самые высокие охваты сейчас получают те, кто умеют вовлекать аудиторию в дискуссию, а не те, чье мнение нравится большему количеству участников коммуникации. Публикации групп и публичных страниц не видны в ленте "Фейсбука", это возможно только если публикацию поставят на рекламу, то есть не из интереса а за деньги, что дискредитирует сообщения. Какой была бы реакция пользователей сети, если бы они знали, что призыв «пить чай на Майдане» - дорогое платное рекламное сообщение? Кроме того, упали объемы охвата постов - большую их часть аудитория просто не видит. Если в старой версии "Фейсбука" популярный блогер с 10-15 тыс. подписчиков легко набирал по несколько тысяч «лайков», то теперь даже 200-300 этих отметок - уже успех. На начало 2019г. каждый пятый пост в ленте «Фейсбука» – реклама.
Все это привело к разочарованию тех, кто смотрел на "Фейсбук" как на общедоступную среду общения, социальное благо, основанное на идеалах гуманизма и демократии. Все большему числу пользователей становится ясно, что это циничная интернет-компания, которая собирает данные пользователей, чтобы показывать рекламу, фактически продает пользователей вместе с данными о них. Пользователь же находится в позиции бесплатного работника. Заняв открытую позицию ментора, определяющего что такое хорошо и что такое плохо, заявив о намерении воспитывать пользователей социальных сетей, "Фейсбук" потерял их политическое доверие. Из площадки для свободного обмена мыслями он превратился в предсказуемую ленту новостей.
Таким образом, к началу избирательной кампании многие понимают, что Фейсбук - это тысячи и десятки тысяч подписчиков, и люди, которые за деньги генерируют пропагандистский политический контент, распространяют фейки, поддают остракизму личности и компании. Он превратился в токсичную коммуникативную среду, где идеология соцсетей как канала связи между людьми нарушена, где ведется пропаганда и массовая политическая реклама. Эта среда сетевого общения превратилась в копию плохого телевидения, где неизвестные инстанции решают, что и когда пользователи будут читать и смотреть. Социальная сеть перестала быть средой «эмоционального кружения» - распространения циркулярных реакций, взаимного заражения эмоциональными состояниями на психофизиологическом уровне, что значительно снизило коммуникативный и мобилизационный потенциал ориентированных на сетевые технологии представителей оппозиции.
"Фейсбук" больше не поощряет создание новых смыслов и их носителей, он перестал быть социально важным.
Власть «вернулась» в телевизор, с которым соперничает YouTube, сформировавшие ресурс информационного влияния популярные блоггеры все больше используют также другие сети – Телеграм и Инстаграм. Запрещённая решениями власти социальная сеть «В контакте» занимает второе по рейтингу место и остаётся альтернативным пространством сетевых политических коммуникаций.
Противоречия в трактовках политического процесса в национальных медиа не критичны для транслирования господствующего образа происходящих процессов избирателям. Телевизионное пространство разделено по признаку принадлежности собственникам, однако в целом эффективно контролируется институтами власти и ориентированными на них гражданским активистами. Образы войны и внешней агрессии транслируются уже пять лет и стали привычным фоном существования. Два оппозиционных канала находятся под постоянным давлением и ограничениями в распространении контента и не выходят за пределы государственной медийной политики. Население пользуется в качестве альтернативного источника информации интернет-каналами и спутниковым ТВ, что значительно расширяет палитру доступных политических концептов происходящего.
Коммуникативное пространство разбито на отдельные «информационные пузыри», устроенные по принципу альтернативных описаний и оценок одних и тех же реальных событий и процессов, дополненных соответствующими их характеру фейковыми сообщениями. Поэтому различные группы избирателей соотносят свое политическое поведение с различными образами реальности и различной системой оценок происходящего как в стране, так и с ними персонально.
В контексте событий 2013-18г. из пространства публичных политических коммуникаций вытеснены альтернативные закреплённым в законах и практиках власти тематические сегменты, способы описания общественных процессов, их смысла и направленности общего хода.
Путем монополизации образа Украины сформировано представление о наличии единого устойчивого общественного сознания населения страны, ориентированного на «код Порошенко» - «армия язык вера». Однако эта монополия достаточно условна, поскольку доступны информационные ресурсы её критического восприятия. Коммуникативное пространство по факту значительно сегментировано на технологическом уровне – электронные и «бумажные» СМИ, действующие в рамках установленного политико-правового режима, не охватывают всю территорию страны население пользуется ресурсами других стран и Интернета. Кроме того, налицо сегментация коммуникативного пространства по поселенческому, профессиональному, возрастному групповым признакам. В целом общество Украины слишком велико как в количественном, так и в качественном отношении для того, чтобы можно было на него воздействовать технологиями средств прямой политической пропаганды.
Значительную роль в медиа-процессах украинского общества традиционно играют внешние источники и ресурсы коммуникации. Имея собственные цели в ходе избирательной кампании, они значительно влияют на формирование представлений избирателей о происходящем. Социологические исследования показывают, что население получает информацию как с Запада, так и с Востока, воспринимая самые разнообразные медиа-продукты, порой далекие от публичных политических концептов Украины. «Зазеркалье», в котором политические процессы и события Украины имеют какое-то иное, собственное, значение во внутриполитических процессах других стран, в процессах геополитического и геоэкономического характера, формирует действия этих внешних субъектов медиа-пространства Украины. Кроме того, медиа-воздействие на выборы оказывают диаспоры, решающие свои вопросы в разных странах мира. В ситуации конфликтности и неустойчивости политических процессов эти «гомеопатические» влияния способны резко изменить процессы в общественном сознании. Но это ресурсы несистемного влияния, анализ которых, не входит в задачи данного текста – можно лишь заметить, что эти несистемные воздействия давно уже стали системной составляющей медиа-обеспечения политических процессов страны, их ожидают и на них реагируют. Учитывая ту роль, которую играют внешние медиа в легитимации власти, все политические акторы формируют собственную информационную стратегию, принимая во внимание процессы, происходящие в мире. Это вызывает диссонанс со стратегиями «внутреннего использования», что также выступает критическим фактором политической кампании.