Талант художника реализуется через способность в творении выразить точное ощущение своего переживания настоящего времени, его проблемного протекания, отражения коллективных рефлексий над собственными тревогами. Художник надеется разрешить свое интеллектуальное и душевное томление через раскрытие его предмета как бы от имени большинства, которое не способно самостоятельно сделать это для себя понятным. Талантливый художник - эмпат чужих образов и символов, что позволяет ему быть максимально честным и правдивым в своей ангажированности. Это позволяет нам часто аппелировать к тем или иным предметам искусства как некому актуальному отражению важных общественных процессов и их проблемных переживаний.
Среди таких ярких «лакмусовых бумажек» новых самокопаний в пространстве европейских художественных и интеллектуальных кругов я бы хотел выделить два совершенно противоположных по настроению, но совершенно схожих в предмете творческой мотивации произведения: книгу Мишеля Уэльбека «Покорность» и фильм Паоло Соррентино «Молодой Папа» (1 сезон, выстроенный в многосерийном формате).
Паоло Соррентино (один из самых талантливых итальянский кинорежиссёр последнего времени, широко известный своими фильмами «Великая красота», «Молодость») великий пессимист в отношении смысловых «драйверов» настоящего времени в пространстве сообществ, наследников христианской эсхатологии. Все его творения через утонченную художественную эстетизацию окружающего материального и человеческого подчеркивают финальную внутреннюю экзистенциальную пустоту всех соискателей современных стратегий достижения «счастья и успеха» (красота, известность, богатство, власть). И что даже лучшие «победители» в гонке за изыскуемые пьедесталы (писатели, актеры, художники, политики и т.д.) обречены остаться с убийственной внутренней пустотой перед неизбежностью смерти. Того самого «ничто», которое делает бессмысленным личные капиталы и чужие восхищения. Для Соррентино лишь понятие Великих чувств рождает, а главное не дает потерять ощущение бытия, будучи единственным его живым смысловым наполнением. Отвечая на вопросы: «зачем я живу?», «ради чего жил?».