Данная логика потребительского общества долгое время ограниченно присутствовала в сфере политики. Безусловно, мы имели дело и с партийными, и с личностными брендами. Билборды украшались большими красивыми фото, а маркетологи соревновались за лучшее лого или слоган: «Жити по-новому»; «Час єднатись» (Порошенко, между прочим). Но это были частные проявления внешней рекламы. Все еще оставалось необходимостью политической практики: иерархически выстроенные партийные структуры; содержательное наполнение программ и публичного сопровождения своей политической деятельности; проводилась работа в попытке соединить свое публичное представительское выдвижение с гражданами и их интересами, которые должны удовлетворятся через представительство на разных административных уровнях. Но какая форма развернулась за последние несколько лет? Успешность комплексного товарного маркетингового продвижения была взята украинским политикумом не просто «на карандаш», а целиком и полностью инкорпорирована и взята за базовое основание понимания реализации публичной политики. Как в известной дихотомии: победили маркетологи над инженерами. Что мы увидели и уже приняли за норму. «Виртуальные идеологии» или «гражданские парадигмы» стали продвигаться бесчисленным количеством платных сетевых блогеров («лидеры мнений», не борцы за истину или правду), эксперты (в основном люди без соответствующих компетенций, знаний, пониманий), которые в видоизмененных формах, но в одинаковом понимании, формируют сеть пропаганды политического товара и отношения к нему. Создавая искусственное ощущение количественного присутствия виртуального большинства в обсуждении и придерживании некоей социально-политической парадигмы и ее гарантов и административных распорядителей. Граждане превращены и само превращаются в диванную публику. Полностью ведомую и покупающуюся на чужой политический товар, уходя от «гражданства» как активной социальной вовлеченности в творении своей жизни как rzeczpospolita (общего дела). По крайней мере в эту абсолютную политическую власть через власть информационную поверили и политики, и те, кто служит им за новую полит. консультирующую силу в лице маркетологов. Далеко ходить не нужно: послушайте наши говорящие головы, включая действующего и сменяющего президентов, когда они говорят про «победу в информационной войне». Как говорят, так и понимают. Достаточно правильно донести message, легитимировать его через виртуальную поддержку виртуального большинства и… - вуаля, у вас действующая идеология (как ориентированная на действие совокупность убеждений, организованных в качестве системы). Отношение и механизмы реализации - чистейшая геббельсовская мечта и отношение к субъектам этого процесса даже более пренебрежительное.
Победивший Зеленский, предвыборные тезисы которого расходятся мимо с якобы доминирующей уже несколько лет идеологией (и публичное высказывание против которой многим уже стоила как свободы, так и последствий массового остракизма - «сдав сусіда в СБУ»). Мы берем именно этот уровень, упуская из виду единство подаваемого многими одинаковой неолиберальной повестки с отменой социального государства и т.д. Для нас важны именно те проявления описываемых процессов и та реальность, которая проявила как удивительную массовую гипнабельность / приверженность «виртуальной идеологии», с готовностью мотивировано действовать согласно нее (т.е. буквально махать кулаком перед лицом недавнего друга) и в краткий срок, почти с нескрываемой радостью хлопать критике этой идеологии. Тут не проводима аналогия с сжиганием партбилетов после краха коммунистической партии СССР: там этому сопровождался достаточно длительной процесс дезавуирования действительных практик от слов и реальности. Когда глобус разросся до угрожающих размеров для совы. Посмотрите же теперь на нынешние анти-порошенковские выборы. Без нужных слов и приказов, проплат и организации, оказалось, на улицу мотивировано и массово никто выходить против покруча (еще недавних положений святого корпуса «армии-языка-веры») не готов. Это никак не сходится с положениями классической мотивирующей силы идеологии. Что же не так? И чего покупатели кликов, джинсы и говорящих голов не смогли, к своей беде, понять?
Дело в том, что «Политическое потребление» стало выражаться и как форма этического потребления через форму временной гражданской личины (украинец в растянутый постсоветский период вечной «без перспективы» неустойчивости жизненного горизонта выбрал экзистенциальную стратегию гражданской личины, в которой поступает «не по истине, а по правде»). То, что в обыденном языке у нас звучит в отношении друг друга при их (личин) смене как: «перекрасился». Она предстает не только как особый способ приобретения и расходования ресурсов, но и как некий современный способ реализации политических прав, отстаивания интересов, в конечном итоге, – как проявление гражданских свобод и личностной самореализации. Произошла тотальная консьюмеризация политики, когда сама политика использует потребительское пространство для расширения практик политической активности. Политический маркетинг: предполагает активное, системное и технологичное воздействие на электоральные группы, управление электоральными предпочтениями, электоральной активностью и электоральными мотивами