Как уже отмечалось, главные оппоненты Зеленского пришли в политику на рубеже 2000 г. За прошедшее время экспансия информационных технологий кардинально изменила повседневную жизнь населения, публичное пространство, политическую коммуникацию. В процессе информатизации общества структурные элементы культуры – манера думать, желать, чувствовать – подверглись преобразованию, трансформации (особенно в крупных городах).
Господство электронных масс-медиа и визуальных средств передачи информации привели к появлению виртуальной жизни, где воображаемое играет все более значимую роль. Участие в политической жизни всё более связано с потреблением виртуальных иллюзий. В политической коммуникации стремительно возрастает роль Интернета, социальных сетей, мессенджеров, нишевого телевидения (в т.ч. – благодаря Интернету и видеоблогерам). Утрачивает прежнее значение печатное слово – бумажная газета, листовка, буклет, чтение как элемент политической культуры. Оптимальная продолжительность рекламного видеоролика сокращается до 30 секунд.
Если считается, что индустриальная революция подавила физическую силу человека, то постиндустриальная революция подавляет его интеллектуальную состоятельность. В массовом сознании утверждается «культура мгновенного реагирования», обладающая короткой памятью. Её носителям не свойственно осознавать и создавать – лишь воспроизводить снова и снова.
В украинском обществе снижается запрос на концептуальную политику, даже «продвинутую» публику (средний класс) всё меньше интересуют обстоятельные политические программы, стратегии социально-экономического и политического развития. (Нередко говорят, что постмодернизм не имеет программы, а всеобщая относительность вместо системы ценностей влечет за собой моральный упадок и угрозу представительской демократии).
Объективно сформировались новые требования к политикам: способность демонстрировать «современное» мышление и стиль, виртуозно работать в формате телевизионного ток-шоу, блиц-интервью (краткий вопрос-ответ), а главное – экспрессивность, умение вызывать у аудитории эмоциональную реакцию. Политику больше не нужно блистать интеллектом, выступать в роли идеолога, обстоятельно разъяснять позицию по тому или иному вопросу. От него, в первую очередь, требуется кратко и образно сформулировать мессидж, вызывающий эмоциональные переживания. Фактически сложился запрос на медийного шоумена с благопристойным бэкграундом.
Удачными демагогами нового типа (в данном случае «демагог» не имеет негативного оттенка) оказались Вадим Рабинович и Евгений Мураев. В.Рабинович предстал в амплуа телепроповедника, Е.Мураев – в качестве эрудита, мгновенно выдающего ответы на любые вопросы. Они оба эпатировали публику категоричностью суждений и воинственным неприятием политики Порошенко.
Но по-настоящему большой успех в качестве медийного харизмата снискал именно Владимир Зеленский. В политику пришел профессионал из шоу-бизнеса, и на его фоне даже опытные популисты порою выглядели как дилетанты. Зеленский в полной мере соответствовал представлениям о «современном политике», которые сложились у избирателей. Зачем нужна дорогостоящая реклама на телевидении, если можно снять на смартфон небольшой видеоролик и выложить его в Фейсбук? «Современно!». «Без лишних затрат!». «Доступно людям!» - восторженно реагировали симпатики Зеленского. Дебаты с Порошенко даже близко не напоминали содержательную дискуссию, а были похожими на конкурс капитанов КВН. В этом состязании главным было дать хлесткий ответ оппоненту («умыть» его), а не разъяснить собственную позицию. Главное – сорвать восторженный рёв фанов удачной импровизацией, игрой слов, подколкой. И в этом Зеленский, конечно же, был непревзойденным.
Важнейшей новацией Зеленского в сфере политической технологии стал его сериал «Слуга народа». Речь идет о пропагандистском формате (виде продукта), предполагающем длительное воздействие на аудиторию и формирование определенного общественного запроса. Как показали фокус-группы, именно фильм «Слуга народа» сторонники Зеленского нередко воспринимали как его политическую программу. При этом его предвыборную программу, представленную в Центризбирком, мало кто читал.
По мнению Евгения Головахи, популярности Зеленского «способствовал не образ Голобородько, а его жесткая сатира.., издевательства над политическим миром. Многим украинцам это понравилось». Носителям протестных настроений импонировало то, как телевизионный герой обошелся с ненавистной политической элитой. И потому многие поверили обещаниям Зеленского наказать коррумпированных представителей власти.
У сериала была и другая полит-технологическая задача: представить Зеленского в роли главы государства. Еще до того, как Зеленский заявил о своем намерении баллотироваться на пост Президента, его в этом образе представили в своём сознании избиратели. Они получили представление (виртуальную картинку) о том, как может / будет действовать Зеленский в этой должности. И к 1 января 2019 года избиратели психологически были готовы к тому, что шоумен, человек далекий от политики вступит в избирательную гонку.
Политики «старой генерации» во многом не соответствовали требованиям эпохи постмодерна. Они старательно использовали в своей избирательной кампании технологии и приёмы новой эпохи – продвижение рекламы в Интернете, пиар «независимых» блогеров, вели работу в социальных сетях… Но «быть» человеком новой эпохи и «казаться» – совершенно разное. И искушенный креативный класс это тонко чувствовал.
Показательной в этом отношении стала неудача Ю.Тимошенко, имевшей реальные шансы выйти во второй тур президентских выборов. Команда ЮВТ своей ключевой задачей считала привлечение в ряды сторонников представителей «креативного класса» и молодежи. (Одной из причин поражения «сердечной» 2010 года политехнологи объясняют тем, что ЮВТ не удалось заручиться активной поддержкой указанных целевых групп).
В июне-сентябре 2018 года прошли несколько форумов, на которых презентовался «Новый курс» - концепции общественного, политического и экономического развития. Тимошенко позиционировала себя в качестве стратега, предлагающего обществу масштабную (по объему текста), и современную («по последнему слову науки») программу реформ и обустройства общества. На этих форумах было всё, и всё было не так: длительные выступления ЮВТ, изобилие новейших малопонятных терминов («блокчейн», «электронное правительство», «цифровая экономика» и пр.), прямая трансляция в Интернете, креативные уловки для создания хайпа (полуголый юноша с цветами) и пр. Не было одного – интереса и понимания у публики. Слишком очевидной было искусственность происходящего, слишком очевидной была цель – использовать «креаклов», а не привлечь к участию. И как результат, сразу после выступления Тимошенко приглашенная публика расходилась под крики модератора: «Не уходите, пожалуйста! Не уходите!». Тщетно…