». В массовом сознании украинцев выход из «советской империи» 30 лет назад ассоциировался с несомненным прогрессом в самом широком смысле, как прорыв в настоящую со-временность. И тяготы 1990-х, с его бандитским переделом, нищетой и первой экономической разрухой воспринимались как явление временное, переживаемое.
Но господство примитивного бизнес-технократизма в экономике (рабочие места-зарплаты) и выпячивание на передний план меркантильных стандартов жизни уже за первые полтора десятилетия независимости превратили европейский горизонт Украины из «задачи» в «мечту».
Чем больше деградировала экономика и социальные институты, тем быстре прагматичные цели прошлого превращались в навязчивые утопии с выпяченными потребительскими ориентирами.
Евроромантизм, замешанный на спекулятивных построениях истории и препарированной «исторической памяти постепенно мистифицировал Европу, превращая ее в образ «спасительного места», «земли обетованной», «конечной точки пути», куда следует, словно по нити судьбы, дойти любой ценой.
Европейский миф стал определенной воспитательно-духовной платформой, «воздухом» для новых поколений украинцев. Учиться, работать, остаться на ПМЖ - уже не выглядит и не воспринимается как «поездка на чужбину», а скорее – как приближение к идеальной цели. Остановки на этом пути, угроза отказа от мифической цели побуждали к бунту и протесту, выводила на улицы тысячи самых обыкновенных обывателей, готовых идти за политическими провайдерами и вдохновителями «европейского исхода» Украины.
И еще один немаловажный фактор. Европа – это образ «места зажиточной жизни» (т.н. стандарты жизни). Что цепляло очень характерную для украинцев черту – стремление к материальному успеху, статусному потреблению, «добробуту». Именно в этой психо-социальной атмосфере вынужденная атомарная предпринимательская активность («крутиться, чтобы жить») связалась с еще одним сюжетным элементом европейского мифа – выращиванием «среднего класса». Согласно мифу, зажиточность Европы – это успехи того самого «среднего класса», который просто по природе своей – и есть путь к достатку, гарантия справедливого порядка, и носитель европейской культуры. Таким образом, «средний класс»словно мифический коллективный герой (просто «аргонавты» по-украински) стал восприниматься как значимый элемент мифо-действия, без-условный положительный аргумент и предмет веры в будущее.
Напомню, что оба Майдана - 2004 и 2013-14гг - связывали с бунтом украинского «среднего класса» и его передового отряда «гражданского общества» против ненавистной кооррумпированной олигархии(ествественно, по определению, – анти-европейской «злой силы», «сказочного змия»).
Если в 2004-м этот выхлоп мифо-энергии ограничился лишь революционным карнавалом со сменой власти, то в 2013-14-м – жестокой борьбой на грани политико-релизиозной войны, расколом общества, конфликтом на Донбассе и потерями целых регионом.
Символично и то, что в 2013-м потрясения на Майдане начались в связи с отказом от подписания ассоциации с ЕС и избиением протестующей молодежи («дети») «Живой миф» борьбы обретал кровь и плоть, легендировался и обрастал новыми сакральными символами – ожидаемого прихода «нового поколения», «детей», способных завершить начатое. Так, неотъемлемой частю «европейского мифа» стало и новое поколение.
Потеря Крыма и война на Донбассе, агрессивность России, ставшей новым символом угрозы, сыграли решающую роль в укреплении «европейского мифа».
Ведь угроза полномасштабной войны – это не только буквальный страх военных потрясений, но и страх «возвращения в прошлое», «отказ от мечты».
К этому времени количество украинцев, побывавших в европейских странах на заработках и на учебе, существенно превышало число тех, кто бывал в странах из бывшего СССР. А сотни тысяч прошли горнило боевых действий на Донбассе. Поэтому политическая формула «Украина – форпост и защитник Европы от угрозы» обрела реальную, живую социальную почву.
Так возник новый компонент мифо-действия – война как способ защитить Европу и свою собственную утопию. И это важнейший чувственный, настроенческий фактор, «непосредственное пере-живание мифа».
Таким образом, европейский миф – сюжет большого исхода, возвращение истории, «светлая утопия», «завершенность судьбы» - все это воплотилось в энергии и ожиданиях большей части украинцев.