Во время предвыборной кампании Э. Макрон ставил перед собой амбициозную цель - "открыть новую страницу в истории Европейского Союза". Соответственно его европейская программа претендовала на новизну. Однако сравнение "проекта Макрона" с европейскими инициативами его предшественников дают основания усомниться в новаторстве предложений нынешнего французского лидера. В этом плане параллели с "европейским проектом" Н. Саркози и его реализацией весьма показательны. Действительно, оба президента с необыкновенной энергией, "засучив рукава", взялись за продвижение своих европейских программ. Так же, как в своё время Саркози, Э. Макрон объехал в первые месяцы своего правления чуть ли не все столицы ЕС, уделив особое внимание странам Центральной и Восточной Европы.
Макроновская идея проведения широких обсуждений и конференций о будущем Европы в первом полугодии 2018 г. также не блещет новизной. Н. Саркози на рубеже 2007-2008 гг. тоже организовывал заседания так называемого комитета мудрецов, подготовивших доклад о будущем Европы, который, правда, свёлся к банальным рассуждениям и мечтам о процветающем ЕС. Складывается ощущение, что идеи консультаций 2018 г. также станут холостым выстрелом. Тем более что подобного рода качественная теоретическая работа уже проделана в ЕС целым рядом влиятельных "мозговых центров" в рамках проекта New Pact for Europe, представивших в ноябре 2017 г. на суд европейской общественности содержательный доклад Re-energising Europe (A package f or the EU27).
Удивительно совпадают многие центральные идеи "перезапуска" ЕС шестого и восьмого президента Пятой республики: "Европа должна защищать", "вернуть доверие к европейскому проекту и институтам ЕС", "выработать общие подходы в миграционной политике и порядке предоставления убежища", "повысить управляемость зоны евро" и т.д. В целом программа Макрона напоминает "перелицованный" "европейский проект" Саркози с некоторой актуализацией.
Ощущения dejavu ещё более усиливаются, если вспомнить приоритеты французского председательства в Совете ЕС во второй половине 2008 г. Четыре приоритета Франции в тот период - общая политика обороны и безопасности, "пакет" энергетика - климат, вопросы иммиграции, общая сельхозполитика и продовольственная безопасность - фактически полностью совпадают с ключевыми положениями европейской программы Макрона.
Тем не менее, несмотря на совпадения и отмеченные параллели, наводящие на мысль о "хождении по кругу" и безуспешные многолетние поиски "чудодейственных лекарств" для оздоровления ЕС, нельзя не обратить внимания на то важное обстоятельство, что общеполитический, экономико-социальный и геополитический контексты сегодняшнего дня и 2008 г. резко отличаются друг от друга. В самом деле, реализация "европейского проекта" Саркози (как, впрочем, и его программы по глубокому реформированию Франции), несмотря на удачное начало, была сорвана беспрецедентным мировым финансовым кризисом, потрясшим Европу с конца 2008 г. Лидерство Франции в ЕС, завоёванное энергичными усилиями Саркози, довольно быстро померкло и перешло к Германии. Рейнский сосед сумел эффективно противостоять экономическим катаклизмам и стал де-факто не только экономическим, но и политическим лидером Евросоюза уже к концу президентского мандата Н. Саркози.
Нынешняя ситуация, напротив, весьма благоприятна для реализации европейских планов и политических амбиций молодого французского лидера. В этой связи стоит отметить несколько важных обстоятельств.
Во-первых, череда разнообразных кризисов последних лет (финансов зоны Евро, суверенных долгов, миграционного, брекзита) всерьёз поставили вопрос о самом существовании ЕС. Задача скорейшего реформирования Евросоюза стала, таким образом, уже вопросом его выживания. Пугающий европейский политический истеблишмент, рост евроскептицизма населения, а вместе с ним влияния правого и левого популизма подталкивают к принятию срочных мер;
Во-вторых, президенту Макрону удалось за короткий промежуток времени стать неформальным лидером Европы и вернуть Франции утраченную роль "европейского кормчего" благодаря существенному ослаблению политических позиций канцлера Германии А. Меркель, с трудом удержавшейся во главе большой коалиции после выборов осени 2017 г. Этим во многом объясняется большая уступчивость, нежели ранее, немецкой стороны при рассмотрении французских предложений по реформированию Европы;
В-третьих, хотя, на первый взгляд, это может показаться парадоксальным, но брекзит, который теоретически должен был ослабить Евросоюз, на деле сделал его более сплочённым. Великобритания, занимавшая всегда особые позиции в ЕС и зачастую ставившая палки в колёса многим начинаниям евростроительства, отныне не будет мешать планам основательной "перестройки" Союза. Уход британцев к тому же ещё более усилил влияние франко-германского тандема в Евросоюзе;
Наконец, в-четвёртых, резкая смена политики Дональда Трампа в отношениях с объединённой Европой - открытое пренебрежение её интересами, острая критика в адрес ЕС, протекционистские меры в торговле и прочее - основательно пошатнули здание трансатлантического партнёрства, сложившееся за послевоенные десятилетия и казавшееся незыблемым. Европейским лидерам пришлось всерьёз не только задуматься, но и предпринять немедля конкретные шаги для того, чтобы, по словам А. Меркель, взять "свою судьбу в свои руки" и больше не уповать на защиту и помощь "старшего брата" по другую сторону Атлантики. Что, по сути, всегда, по крайней мере, со времён де Голля, было магистральной целью, французской мечтой -становление "Европы-Державы" в качестве независимого, самостоятельного центра силы, хотя и в тесном союзе с США.
Таким образом, политический "парад планет" выстроился крайне благоприятно для президента Макрона. Фактическое отсутствие конкурентов, особенно ставшее явным после победы евроскептиков в Италии, позволили ему стать знаменосцем партии евроогггимистов, спасителем Европы от набирающих силу правых и левых популистов.
Следует сказать, что "план Макрона" по выводу Европы из кризиса не только получил в целом одобрение главного партнёра - Германии, хотя и с некоторыми поправками, но стал воплощаться в реальных решениях. Так, французскому президенту удалось убедить партнёров пересмотреть директиву ЕС о статусе так называемых откреплённых работников, приводившую, по мнению Парижа, к социальному демпингу на рынке труда. Продвижение вперёд наметилось и в сфере общей политики обороны и безопасности. В конце 2017 г. страны Евросоюза решили запустить программу углублённого структурированного партнёрства в этой важнейшей области интеграции (PESCO). На саммите ЕС в конце июня 2018 г. они утвердили большинство оборонных инициатив, выдвинутых Францией. В частности был одобрен пилотный проект создания европейского оборонного фонда, дан старт так называемой европейской интервенционной инициативе, к которой присоединилось девять стран, включая Францию и Германию. По словам Макрона, "всё это важные шаги в наращивании стратегических возможностей Европы, её автономии в проведении операций по военному вмешательству". Французский лидер полагает, что Европа за год "мощно" продвинулась в сфере обороны и безопасности, причём этот процесс сопоставим только с достижениями 50-х годов прошлого века. Кажется, что сегодня Франция как никогда ранее близка к воплощению своей давней мечты, которая становится реальностью.
Тем не менее перспективы реализации "европейского проекта" Макрона, который трансформировался в конечном итоге в совместную с Германией "Мезебергскую программу" для Европы, на наш взгляд, не столь очевидны. Например, обсуждение на том же июньском саммите 2018 г. проблем миграции и размещения беженцев, по сути, закончилось ничем, несмотря на заявление о достижении некоего общего видения этой сложной проблемы. Можно усомниться также и в развитии успеха программы PESCO: как объяснить тот факт, что большинство её участников готовы закупать американские системы вооружений и технику, а не продукцию европейского ВПК? На кого же в таком случае рассчитана разработка и создание будущего франко-германского истребителя нового поколения, танка и введение общего оборонного бюджета?
Не совсем понятно, как будут сочетаться ускоренная интеграция стран, входящих в зону евро, и призывы Макрона сохранить единство Европы, избежать раскола Европы. Тем более что в своей программной речи в Сорбонне он заявлял, что "Европа разных скоростей - это уже реальность, поэтому не будем бояться говорить об этом" Не факт, что французские предложения по реформированию Европы найдут единодушную поддержку других стран ЕС, в особенности со стороны "Вишеградской четвёрки" и не только её. Дискуссия в европарламенте, развернувшаяся 17 апреля вслед за выступлением французского президента, показывает, что макроновское видение будущего Европы разделяют далеко не все европейские парламентарии.
Наконец, сложности в проведении внутренних реформ во Франции, которые наглядно проявились в ходе движения "жёлтых жилетов" во второй половине ноября - начале декабря 2018 г., могут поставить под вопрос весь европейский курс Парижа.
Вообще анализ и осмысление "европейского проекта" Макрона, как и других антикризисных программ, появившихся в последние годы в ЕС, оставляет зачастую ощущение недосказанности, а то и противоречивости. Вероятно, это объясняется тем, что наблюдается некий идеологический или экзистенциальный кризис Евросоюза, вызванный неспособностью нынешних институтов и органов управления ЕС найти адекватные ответы на современные вызовы и проблемы, с которыми сталкивается Европа. Но справиться в одиночку, на национальном уровне с "множественным кризисом" также невозможно. Интеграционные процессы в Европе зашли слишком далеко и требуют по логике развития событий всё большей передачи властных полномочий на коммунитарный уровень, с чем многие страны-члены согласиться не могут.
В целом так и остаётся без вразумительного ответа основополагающий вопрос: в чём заключается конечная цель евростроительства? Без понимания и формулирования этой цели трудно прочертить направления развития. Задача явно не из простых.
Эммануэль Макрон попытался решить её, продвигая идею "европейского суверенитета". В его программе и выступлениях содержится даже понятие "европейских суверенностей", под которыми он подразумевает, судя по всему, самостоятельность и независимость Европы в различных областях политики и экономики. Но не является ли это подменой понятий? В классическом понимании нет суверенности без государства и нации. Однако Евросоюз не является государством, не существует и единой европейской нации, хотя введено понятие европейского гражданства. В этой связи рассматриваемый проект Макрона и его активное продвижение в чём-то схож с работой Сизифа по строительству некоей "суверенной Европы", которую построить невозможно априори, по крайней мере, на современном этапе развития Европейского Союза.
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что вряд ли "европейский проект" Макрона станет прорывным, способным открыть новую страницу в истории Евросоюза. Думается, что это долговременная задача, требующая глубоких структурных реформ институтов Евросоюза, поиска новых балансов между национальным и коммунитарным уровнем управления. Тем не менее нельзя не признать, что молодой французский президент удачно использовал открывшееся в силу сложившихся обстоятельств "окно возможностей" для продвижения французского варианта "перестройки" Европы с упором на давнюю мечту Парижа о становлении "Европы-Державы". Одновременно президент Э. Макрон вернул себе, а в своём лице и Франции, роль политического лидера Европы. В случае успеха внутренних трудных реформ, проводимых Э. Макроном, эта позиция ещё более укрепится. И ещё один важный аспект, о котором следует упомянуть. Европейские предложения Макрона лягут в основу программы его партии "Вперёд, республика!" на европейских выборах в мае 2019 г. Вероятно, дальнейшую судьбу и оценку "европейского проекта" Макрона, а вместе с ним и политических перспектив его президентского правления, определят активность избирателей и итоги предстоящих выборов в Европарламент.