Европейский союз по-прежнему стоит перед рядом внутренних вызовов. Одним из главных последствий миграционного кризиса 2015 г. для ЕС стало не только само по себе присутствие новых десятков тысяч ищущих убежища на территории стран-членов и подъём правых взглядов в ряде стран, но и кризис солидарности внутри Союза в связи с вопросом о перераспределении бремени по приёму ищущих убежища. Миграционный кризис так же выявил крайнюю необходимость реформы Дублинской системы и политики убежища. Однако уже на протяжении двух лет после представления Еврокомиссией своих предложений государствам-членам не удавалось достигнуть согласия. Безусловно, серьёзным прорывом стало предварительное согласование 15 июня 2018 г. в ходе переговоров между Парламентом и Советом единых прав для ищущих убежища на территории всего Союза, что стало бы первым шагом к принятию новой версии директивы о правилах приёма ищущих убежища. Унификация правил пребывания претендентов на убежище в ЕС послужит мерой для предотвращения их вторичных перемещений по территории Союза в поисках страны с наилучшими условиями. Подтвердить это решение предстоит главам государств ЕС на саммите 28-29 июня. Вероятнее всего, подобная стратегия поэтапного реформирования политики убежища может дать свои результаты. Миграционная проблематика - крайне чувствительный вопрос для внутренней политики стран-членов, но, в то же время, дальнейшее затягивание реформы, может сказаться на результатах выборов в Европарламент в 2019, давая больше шансов на победу евроскептикам.
Ещё одним признаком внутренней консолидации Евросоюза может считаться продолжение курса на дальнейшее расширение. С одной стороны, состоявшийся 17 мая 2018 г. в Софии саммит EC-Западные Балканы, не принёс неожиданных результатов. В декларации по итогам саммита речь прямо не идёт о вступлении шести балканских государств в состав Евросоюза. В стратегии ЕС, опубликованной в феврале этого года, было отмечено, что лишь Сербия и Черногория «потенциально готовы» к вступлению в 2025 г. В настоящий момент переговоры о вхождении в ЕС открыты лишь с этими странами региона. Албания и Македония числятся в списке стран-кандидатов с 2014 и 2005 г., соответственно. А вот Босния и Герцеговина и Косово, не только в силу экономической слабости, но и в виду серьёзных политических причин, пока не могут рассчитывать даже на это. Для Македонии важным шагом на пути в ЕС может стать прекращение почти 30-летнего спора с Грецией об официальном названии страны. 12 июня глава правительства Македонии в телефонных переговорах с премьер-министром Греции А. Ципрасом дал согласие на переименование государства в Республику Северная Македония . Однако всё зависит сейчас от внутринационального консенсуса в самой Македонии, так как президент страны уже выступил резко против такого решения своего правительства.
Кроме того, стоит напомнить, что в последний раз встреча на высшем уровне стран ЕС в полном составе с балканскими государствами состоялась 15 лет назад в Салониках, когда Совет ЕС возглавляла Греция, также граничащая с Западными Балканами и заинтересованная в стабильном развитии региона. Главной причиной столь долгого перерыва во встречах полного формата послужила, прежде всего, неоднородность позиции стран ЕС в отношении Косова. Как известно, Греция, Румыния, Словакия, Испания и Кипр не признают независимости Приштины. Несмотря на то, что прошедший саммит также готовился в обстановке противоречий и дискуссий, он стал знаковым событием как для ЕС, так и для Западных Балкан.
В Софийской декларации страны ЕС почти слово в слово повторили формулировку 15-летней давности о безальтернативности европейского будущего Западных Балкан. Характерно заявление главы Еврокомиссии Ж.-К. Юнкера об «убедительной перспективе вступления Западных Балкан» в ЕС ради сохранения стабильности в регионе. Очевидно, в условиях переговоров о выходе Великобритании, Европейский союз, безусловно, заинтересован в поддержании образа привлекательной модели развития, что подкрепляется намерением и в дальнейшем оказывать существенную финансовую поддержку балканским государствам в целом ряде сфер: образование, охрана границ и правопорядок, транспортное сообщение, цифровиза-
ция экономики.
От того насколько уверенно лидеры ЕС будут вести себя на внутренней арене и продвигаться по пути преодоления последствий череды внутренних кризисов, будет зависеть доверие граждан к интеграционному проекту как таковому. Как отметил в своём выступлении перед Европарламентом премьер-министр Нидерландов М. Рютте 13 июня 2018 г., в условиях внешнеполитической нестабильности Европейскому союзу важно продемонстрировать внутреннюю консолидацию, как пример возможности успеха многосторонней и либеральной политики. По его словам, «единство - это не то же самое, что «более тесный союз». Единство не достигается просто выполнением многих задач в долгосрочной перспективе. Оно достигается наилучшим выполнением задач, но в меньшем количестве сфер».
* * *
Непредсказуемость ближайшего партнёра, по-видимому, заставит волноваться европейских лидеров ещё долго. Очевидно, Д. Трамп разыгрывает внешнеполитическую карту в интересах прежде всего внутренней политики, особенно имея в виду предстоящие выборы в Конгресс, которые состоятся уже в ноябре этого года. Американскому президенту, недоверие которому высказывают в том числе представители собственной партии, крайне важно заручится поддержкой большинства среди законодателей.
Но и для Европейского союза крайне важно в условиях нарушения устоявшейся модели
международных отношений, сохранять и укреплять внутреннее единство. Обострение по обе
стороны Атлантики может крайне негативно сказаться на стабильности Европы в целом, а
крайне затруднительное положение Европы сейчас никак не будет играть и в интересах Рос-
сии.