ЕС перед вызовами: ставка на ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ

Любовь Биссон

кандидат политических наук, старший научный сотрудник Отдела иссле-
дований европейской интеграции ИЕ РАН.
До сих пор не преодолев до конца последствия череды кризисов (финансово экономического, миграционного, решение о выходе Великобритании из ЕС), Европейский союз сталкивается с новыми испытаниями. Ряд внешнеполитических действий ближайшего союзника ЕС - Соединённых Штатов, ставят под удар не только многолетнее трансатлантическое сотрудничество, но и способны поколебать ресурс доверия к интеграционному проекту внутри Союза. В сложившихся условиях Евросоюз делает ставку на европоцентризм.
«Непредсказуемость друга»
Европейский союз, находящийся в состоянии экзистенционального кризиса, столкнулся с новым вызовом на внешнеполитической арене. Ряд односторонних экономических и внешнеполитических действий американской администрации под руководством Д. Трампа: ввод пошлин на импорт стали и алюминия, выход из соглашения по ядерной программе Ирана - ставит под вопрос не только будущее трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (ТТИП), но и в целом сотрудничество двух «центров силы» в положение неопределенности, подобное тому, что наблюдалось в 1970-е гг.

Первым серьёзным тревожным сигналом стал отказ Д. Трампа 1 июня 2017 г. от участия в Парижском соглашений по климату. Главным аргументом несоблюдения ограничений на выброс парниковых газов со стороны США стала защита национальных экономических интересов, что послужило яркой манифестацией предвыборного лозунга президента-республиканца - «Америка прежде всего!» в действии.

В 2018 г. для европейцев в полной мере начали оправдываться опасения, связанные с избранием в США Д. Трампа на пост президента. На прошедшем 17 мая саммите ЕС в Софии председатель Европейского совета Д. Туск так охарактеризовал состояние двусторонних отношений: «Реальная проблема - это, когда твой друг непредсказуем. В этом сейчас суть нашей проблемы в отношениях с друзьями по другую сторону Атлантики».

На софийском саммите в мае Европейский союз продемонстрировал единогласие в своей приверженности принципам внутреннего сплочения и европоцентризма, несмотря на исторически сложившиеся неоднородные отношения отдельных государств-членов с Соединёнными Штатами. Помимо выхода США из соглашения по ядерной программе Ирана, американская администрация заявила о вводе санкции и в отношении компаний, ведущих деятельность в Иране, что напрямую ударяет по части европейского бизнеса. Главы стран ЕС наделили Еврокомиссию полномочиями по защите интересов европейских компаний, работающих в Иране, и подтвердили свою приверженность действующему соглашению. Так же чётко глава Еврокомиссии Ж.-К. Юнкер обозначил условие дальнейших переговоров по ТТИП - исклю-
чение таможенных барьеров в отношении импорта стали и алюминия из ЕС.

Действия США и ранее подверглись довольно резкой критике со стороны глав стран - членов Евросоюза. Тем не менее, попытки защитить интересы Союза, которые предприняли лидеры Франции и Германии в ходе своих официальных визитов в США в апреле 2018 г. не дали никакого результата. Несмотря на тёплый приём в отношении Э. Макрона и серьёзного и содержательного диалога с А. Меркель, глава Белого дома согласился лишь отложить вопрос о введении таможенных пошлин на ввоз стали и алюминия в отношении ЕС на один месяц. А в конечном итоге никаких изъятий в отношении Европейского союза так и не было принято, и 1 июня тарифные барьеры были введены. В качестве ответной меры ЕС собирается ввести
пошлины на ввоз целого ряда американской продукции (в том числе продуктов питания, та-
бачной продукция и алкоголя, готовой продукции из стали и алюминия). Таким образом, Соединённые Штаты и Европейский союз оказываются фактически в состоянии торговой войны и могут понести взаимный ущерб в миллиарды долларов.

Встреча «Большой семёрки» в начале июня 2018 г. в Квебеке также проходила для ЕС в атмосфере усложняющихся отношений с США. Европейский союз не может в полной мере рассчитывать на свои силы и объединяет усилия с Канадой и Японией в попытке давления через арбитраж в рамках ВТО, правила которой нарушаются введением Соединёнными Штатами пошлин в одностороннем порядке без серьёзных на то причин. Тем не менее, эксперты всё же сомневаются, что это даст какие-то ощутимые результаты.

Усиление внутренней эффективности
Европейский союз по-прежнему стоит перед рядом внутренних вызовов. Одним из главных последствий миграционного кризиса 2015 г. для ЕС стало не только само по себе присутствие новых десятков тысяч ищущих убежища на территории стран-членов и подъём правых взглядов в ряде стран, но и кризис солидарности внутри Союза в связи с вопросом о перераспределении бремени по приёму ищущих убежища. Миграционный кризис так же выявил крайнюю необходимость реформы Дублинской системы и политики убежища. Однако уже на протяжении двух лет после представления Еврокомиссией своих предложений государствам-членам не удавалось достигнуть согласия. Безусловно, серьёзным прорывом стало предварительное согласование 15 июня 2018 г. в ходе переговоров между Парламентом и Советом единых прав для ищущих убежища на территории всего Союза, что стало бы первым шагом к принятию новой версии директивы о правилах приёма ищущих убежища. Унификация правил пребывания претендентов на убежище в ЕС послужит мерой для предотвращения их вторичных перемещений по территории Союза в поисках страны с наилучшими условиями. Подтвердить это решение предстоит главам государств ЕС на саммите 28-29 июня. Вероятнее всего, подобная стратегия поэтапного реформирования политики убежища может дать свои результаты. Миграционная проблематика - крайне чувствительный вопрос для внутренней политики стран-членов, но, в то же время, дальнейшее затягивание реформы, может сказаться на результатах выборов в Европарламент в 2019, давая больше шансов на победу евроскептикам.

Ещё одним признаком внутренней консолидации Евросоюза может считаться продолжение курса на дальнейшее расширение. С одной стороны, состоявшийся 17 мая 2018 г. в Софии саммит EC-Западные Балканы, не принёс неожиданных результатов. В декларации по итогам саммита речь прямо не идёт о вступлении шести балканских государств в состав Евросоюза. В стратегии ЕС, опубликованной в феврале этого года, было отмечено, что лишь Сербия и Черногория «потенциально готовы» к вступлению в 2025 г. В настоящий момент переговоры о вхождении в ЕС открыты лишь с этими странами региона. Албания и Македония числятся в списке стран-кандидатов с 2014 и 2005 г., соответственно. А вот Босния и Герцеговина и Косово, не только в силу экономической слабости, но и в виду серьёзных политических причин, пока не могут рассчитывать даже на это. Для Македонии важным шагом на пути в ЕС может стать прекращение почти 30-летнего спора с Грецией об официальном названии страны. 12 июня глава правительства Македонии в телефонных переговорах с премьер-министром Греции А. Ципрасом дал согласие на переименование государства в Республику Северная Македония . Однако всё зависит сейчас от внутринационального консенсуса в самой Македонии, так как президент страны уже выступил резко против такого решения своего правительства.

Кроме того, стоит напомнить, что в последний раз встреча на высшем уровне стран ЕС в полном составе с балканскими государствами состоялась 15 лет назад в Салониках, когда Совет ЕС возглавляла Греция, также граничащая с Западными Балканами и заинтересованная в стабильном развитии региона. Главной причиной столь долгого перерыва во встречах полного формата послужила, прежде всего, неоднородность позиции стран ЕС в отношении Косова. Как известно, Греция, Румыния, Словакия, Испания и Кипр не признают независимости Приштины. Несмотря на то, что прошедший саммит также готовился в обстановке противоречий и дискуссий, он стал знаковым событием как для ЕС, так и для Западных Балкан.

В Софийской декларации страны ЕС почти слово в слово повторили формулировку 15-летней давности о безальтернативности европейского будущего Западных Балкан. Характерно заявление главы Еврокомиссии Ж.-К. Юнкера об «убедительной перспективе вступления Западных Балкан» в ЕС ради сохранения стабильности в регионе. Очевидно, в условиях переговоров о выходе Великобритании, Европейский союз, безусловно, заинтересован в поддержании образа привлекательной модели развития, что подкрепляется намерением и в дальнейшем оказывать существенную финансовую поддержку балканским государствам в целом ряде сфер: образование, охрана границ и правопорядок, транспортное сообщение, цифровиза-
ция экономики.

От того насколько уверенно лидеры ЕС будут вести себя на внутренней арене и продвигаться по пути преодоления последствий череды внутренних кризисов, будет зависеть доверие граждан к интеграционному проекту как таковому. Как отметил в своём выступлении перед Европарламентом премьер-министр Нидерландов М. Рютте 13 июня 2018 г., в условиях внешнеполитической нестабильности Европейскому союзу важно продемонстрировать внутреннюю консолидацию, как пример возможности успеха многосторонней и либеральной политики. По его словам, «единство - это не то же самое, что «более тесный союз». Единство не достигается просто выполнением многих задач в долгосрочной перспективе. Оно достигается наилучшим выполнением задач, но в меньшем количестве сфер».

* * *

Непредсказуемость ближайшего партнёра, по-видимому, заставит волноваться европейских лидеров ещё долго. Очевидно, Д. Трамп разыгрывает внешнеполитическую карту в интересах прежде всего внутренней политики, особенно имея в виду предстоящие выборы в Конгресс, которые состоятся уже в ноябре этого года. Американскому президенту, недоверие которому высказывают в том числе представители собственной партии, крайне важно заручится поддержкой большинства среди законодателей.

Но и для Европейского союза крайне важно в условиях нарушения устоявшейся модели
международных отношений, сохранять и укреплять внутреннее единство. Обострение по обе
стороны Атлантики может крайне негативно сказаться на стабильности Европы в целом, а
крайне затруднительное положение Европы сейчас никак не будет играть и в интересах Рос-
сии.
Сподобалась стаття? Допоможи нам стати кращими. Даний медіа проект - не коммерційний. Із Вашою допомогою Ми зможемо розвивати його ще швидше, а динаміка появи нових Мета-Тем та авторів тільки ще більш прискориться. Help us and Donate!
~
Ще з розділу цієї Теми:
Тема: Нова боротьба за центр накопичення капіталу
Глобализация в xxi в.: инволюция или новые перспективы?
Целый ряд крупных геополитических событий последних лет (возросший экономический авторитет Китая, военно-политическое усиление России, экономический подъем государств-цивилизаций Индии и Бразилии, а также Brexit и ряд инцидентов подобного рода) заставляет по-новому взглянуть на феномен глобализации. Спектр мнений колеблется от радикального утверждения об инверсии глобализации до умеренной позиции, предлагающей ряд вариативных изменений, не подвергающих сомнению ее суть как объединяющего общечеловеческого движения. Высказывания первого рода представляют современное состояние дел началом процесса деглобализации. Представители второй точки зрения концентрируются на выработке проектов глобального развития, корректирующих доминирующую до сего времени концепцию нового мирового порядка, возглавляемого США. (Спиридонова В. И.)
Тема: Нова боротьба за центр накопичення капіталу
ПРИВАТИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО (Переход от индустриальной эпохи к нелинейной новизне драматизирует, приватизирует и мультиплицирует историю)
Цивилизация переживает кризис перехода (riteofpassage), испытывая социокультурный шок, который стимулируется двумя факторами, следствиями tourdeforce цивилизации: реальностью глобального массового общества, получившего доступ к достижениям современности, а также революцией элит как класса и как личностей.И еще – футуристическим порывом самореализации, питающим очередные, забрезжившие на горизонте утопии. Рынок версий будущего, конструкторские бюро его проектов предлагают сюжеты, сценарии, маршруты, оперируя фактами, расчетами и предположениями, однако содержание перманентно обновляемого транзита шире мозаики текущих представлений. (А.Неклесса)
Тема: Нова боротьба за центр накопичення капіталу
Запад и альтернативные стратегии модернизации
Вопрос о выработке альтернативных западным стратегий модернизации обсуждается специалистами в контексте проблемы вестернизации – доминирующей евроатлантической исторической формы глобализации, к середине прошлого века окончательно разделившей человечество на страны первого, второго и третьего мира. Означает ли это, что будущее человечества связано с неизбежной вестернизацией стран мировой периферии и полупериферии? Каковы их шансы «на равных» вписаться, если можно так выразиться, в евроатлантический глобальный контекст и многие ли из них в обозримом будущем останутся на политической карте мира? И удастся ли тем, кто останется, выработать собственные – национальные – формы стратегий развития и какие именно? (Ю.Гранин)
Made on
Tilda