Если совсем недавно наши промышленники надувая щеки говорили о том, что наследие Советского Союза является передовым и нам его надолго хватит, то на сегодняшний день китайская промышленность оставила нас далеко позади. Даже старая индустрия Китая демонстрирует высокую эффективность. Китай уже создает основные средства производства и экспортирует целые заводы. И чтобы Украина не превратилась в большое село, которое выращивает рапс, нам нужен Китай как промышленный инвестор.
- Какие-то конкретные инвестиционные проекты обсуждаются? - Когда шли переговоры о программе стратегического партнерства, подобные проекты были. Например, речь шла о строительстве заводов по переработке газосодержащего угля в газ. Но это лишь маленький пример. Нам надо убрать гордыню и серьезно говорить с китайскими инвесторами о помощи в восстановлении индустриального потенциала, где у нас еще есть рабочая сила и инженерная мысль.
Я считаю, что Украина была и остается интересной страной в сфере высокой науки и образования. И это тоже может быть интересно для Китая, который вкладывает огромные деньги в образование собственной молодежи, - китайские студенты учатся во всех без исключения странах мира. И наша образовательная индустрия может быть надежным партнером Китая. Потому что большому количеству китайских студентов было бы не только интересно учиться в политехнической сфере украинского образования, но это стало бы и перспективным. Тем более что мы - ни шатко ни валко - сохраняем еще фундаментальную науку.
Необходимо создавать межгосударственные научно-исследовательские группы, особенно на стыке фундаментальной науки и выработки технологии. Потому что у Украины есть направления, которые были бы полезны и намного быстрее реализовывались бы в китайской экономике. Например, в области наноматериалов, в ядерной физике и в области биотехнологий. С формальной стороны между Украиной и Китаем задекларированы те же подходы, что и между Китаем и Россией, которая тоже заявила о себе как о стратегическом партнере Поднебесной. Но в отличие от Украины, русские и китайцы знают, как дружить по поводу будущего, а украинцы так и не научились ни с кем дружить, зато хорошо умеют просить и ссориться.
- Вот я и хочу спросить у вас: как же Украина может дружить с Китаем по поводу будущего, если она находится в состоянии гибридной войны с его стратегическим партнером - Россией? - Ответ простой, как в курилке, - нужно мириться с русскими и дружить с китайцами. Нам будет еще очень стыдно за то, что произошло за эти годы. Стыдно перед детьми, которые спросят - как же так вышло? Они философствовать не будут, просто посмотрят на состояние страны, на состояние отношений с нашими соседями по границе и спросят у нас.
Как случилось, что два государства, которые образовались из одной советской империи совершенно мирным путем и которые долгие годы гордились особыми отношениями, были очень близко интегрированы культурным наследием, духовным, образовательным, довели ситуацию до такого предела, когда уже приходится у мира просить: «Помогите нам!» Это я говорю о миротворческой миссии на Донбассе, которая сейчас рассматривается как панацея.
Сейчас я уже тоже вынужден признать, что без миротворческой миссии, скорее всего, ситуацию не разрулить. Но это же позор, это настоящий дефолт - и Москвы, и Киева! Потому что после того, как наступит устойчивое перемирие - и я в этом уверен - нам придется перезагружать и свою страну, и отношения с Россией.
И в этой связи я считаю, что перспективные политики - это те, кто принесет Украине и России мир. А те, кто довел ситуацию до конфликта, признав, что выход из него возможен только с помощью третьей силы, - это люди, совершившие историческое преступление.
- Выдающийся историк и ученый с мировым именем Норман Дэвис в своей знаменитой «Истории Европы» пишет: «В своем последнем походе на вершину власти он (Гитлер) ни разу не преступил Конституцию... Демократический триумф Гитлера выявил природу демократии. У нее мало собственных достоинств: она настолько хороша или настолько плоха, насколько хороши или плохи принципы людей, которые ею пользуются. В руках либеральных и терпимых людей она производит либеральное и терпимое правительство, в руках людоедов - правительство людоедов». Мы сами каждый день убеждаемся в пороках демократии в Украине, США, других странах. Не кажется ли вам, что как раз Китаю удалось найти наиболее прогрессивную модель демократии? - Абсолютно. Кстати, нам удалось издать книгу, которая называется «Эдинбургский взгляд на демократию». Она была издана в Эдинбурге, и ее составители как раз говорят о том, что у Запада нет монополии на трактовку демократии - и вообще на демократию как таковую.
Практически вся история человечества пронизана поиском разных вариаций субъектных взаимоотношений общества и власти, даже самой деспотической. В свое время демократия возникла как специфически рожденная самоорганизация - с романским наследием, средиземноморской цивилизацией и с опытом атомарного гражданского общества.
Но оказалось, что и в других обществах, даже там, где господствует жесткая религиозная система, тем не менее существуют и социальные лифты, и учет мнения, институты разные функционируют в качестве представительства интересов общества - от совета старейшин до сбора или учета мнения. А чего стоит, например, система сбора податей, которая была в Золотой Орде и где тоже была система обратной связи. То есть многие экономические и социальные институты, которые нами недооценены, на самом деле были внутренней коммуникацией связи.
Что касается китайской демократии, в литературе я столкнулся с примерами того, какие интересные эксперименты проводились в ряде китайских районов по модели так называемой совещательной демократии. И обратил внимание на ее отличие от так называемой выборной модели демократии, которая господствует в большинстве западных государств, где избранник получает представительский мандат, завоевывая его с помощью каких-то программ и обещаний, а затем пытается их реализовать, получив власть. Изъян этой модели состоит в том, что, получив мандат, президент или депутат, как правило, не выполняет того, что обещал. Очень часто это просто нереально потому, что один мандат или квота во власти не дает возможности полноценно реализовать обещанное. Но не менее часто обещания оторваны от реальных возможностей общества и выглядят банальным популизмом.
Что касается китайской совещательной демократии, то она имеет существенные отличия, которые состоят в том, что при наличии хорошо выстроенной бюрократической государственной машины государство создает условия для сбора мнений и наказов через выборные механизмы избирателей, которые становятся директивой для исполнения в части бюджета или отдельных программ.