Инициативу пояса и пути можно охарактеризовать как самый амбициозный макро- и трансрегиональный проект в мире, который обладает значительной привлекательностью для различных регионов мира. Его реализация имеет потенциал усилить мультимодальную взаимосвязанность прежде не в полной мере связанного пространства Восточной, Южной Азии, Евразии, Ближнего Востока, Африки и Европы. Согласно расчетам Азиатского банка развития, странам Азии понадобятся инфраструктурные инвестиции в размере 8,3 трлн долларов на национальном уровне, и отдельно 290 млрд долларов на региональном уровне в транспортные и энергетические проекты между 2010 и 2020 гг. для того, чтобы реализовать оптимальную стратегию роста. Значимость китайской инициативы и АБИИ сложно переоценить в этой
связи. Потенциал реализации инициативы также связывается с созданием новых цепочек добавленной стоимости и производственных циклов, значительными возможностями привлечения инвестиций и финансирования новых проектов, что в комплексе может послужить огромным стимулом развития стран, лежащих на маршрутах «пояса и пути». Усиление взаимосвязанности способно привести к укреплению контактов между людьми различных стран и лучшим осознанием целей совместного развития, что в свою очередь может хотя бы частично снять обеспокоенность по поводу усиления Китая и тем усилить стабильность в Азии и Евразии.
Хотя за прошедшее время с момента провозглашения инициативы начало реализовываться немалое количество проектов, самым масштабным из которых является проект Китайско-Пакистанского экономического коридора, пока сложно сказать однозначно, увидит ли инициатива полномасштабную реализацию. Существует значительное количество препятствий на ее пути, например, сложности координации акторов различного уровня в самом Китае, возникают вопросы о том, способен ли Китай в одиночку финансировать такое огромное количество проектов, насколько окупаемы будут китайские инвестиции, как обеспечивать их безопасность в зонах, характеризующихся нестабильностью (значимый вопрос для большого количества стран«пояса и
пути»).
При том, что инициатива пояса и пути носит, прежде всего, экономический характер, реализация ЭПШП и МШП будет представлять собой удобную платформу для инвестиций КНР в экономики стран Центральной Азии, АСЕАН, Южной Азии, причем не только в инфраструктурные проекты, но и в производство и сферу услуг. Это может иметь уже далеко идущие последствия по усилению роли КНР и, соответственно, ее влияния на страны региона (как экономического, так и потенциально политического и военного). Реализация Китаем данной стратегии с большой вероятностью приведет к тому, что у стран региона появится ассиметричная зависимость от Китая, когда они не смогут добиваться выгодных им условий в случае переговоров один-на-один, а будут вынуждены или принимать китайские условия, или отказываться от сделок. Ассиметричная экономическая зависимость впоследствии может потенциально перерасти в политическую. По оценке профессора Университета Джона Хопкинса Дэвида Ара-са, инициатива является отражением стремления КНР создать китаецентричный, хотя и открытый, порядок в Азии, который сможет гарантировать дальнейшее экономическое развитие и в конечном итоге – политическое лидерство Китая. Таким образом, «сообщество азиатской судьбы» будет китаецентричным и будет зависеть от интересов Китая и от того, как он будет распоряжаться своими и региональными ресурсами. Взаимная выгода будет воспроизводить отношения центра и периферии в регионе: если другие страны будут уважать Китай, он будет отвечать взаимностью и предоставлять материальные блага, а если они не будут оказывать должного уважения, то Китай найдет возможность их «наказать». В качестве примера можно привести действия Филиппин, Вьетнама и Японии, которые из-за своей позиции по поводу территориальных споров и вопросов истории были «наказаны» ограничением до-ступа к китайскому рынку, отсутствием или ограничением контактов на высшем уровне, резкой риторикой, обструкционистской позицией в международных организациях. Подобные же меры могут применены в случае критики по отношению к Китаю и действий, которые воспринимаются им как противоречащие его национальным интересам. Помимо этого, Китай может применить военную силу для отстаивания своих «коренных интересов», но скорее всего не будет готов участвовать в международных арбитражах в случае возникновения спорных ситуаций.
Это приведет к тому, что другим странам будет не хватать возможности отстоять свои права при взаимодействии с превосходящим их по своей мощи Китаем, и они не смогут использовать полный спектр юридических норм и институтов, а в конечном итоге –должны будут полностью приспособиться к интересам и ценностям Китая для того,чтобы пользоваться «благами» «сообщества коллективной судьбы».
Китай стремится взять на себя центральную роль в реализации данных инициатив благодаря предоставлению финансирования в них, и главная цель «пояса и пути» – предотвратить или по крайне мере замедлить опасения, связанные с увеличением комплексной мощи Китая и достижения им доминирующих позиций, распространяя убеждение о том, что он становится одной из ведущих сил (а потенциально – центральной силой) развития и интеграции Евразии. В то же время, сближение с Китаем имеет обратную сторону развития преимущественно сырьевых отраслей экономики, возникновение экономической зависимости от более могущественной стороны и
т.д., и в связи с этим остается неясным, действительно ли китайская инициатива может способствовать повышению роли участвующих в ней стран в цепочках добавленной стоимости и их мо-дернизации. Открытым вопросом остается, приведет ли участие в китайской инициативе к стимулированию инновационных отраслей экономики партнеров и поможет им преодолеть ловушку среднего уровня доходов, как утверждает китайская сторона, или будет скорее представлять рост без развития, который будет направлен, прежде всего, на модернизацию самого Китая. Несомненно, совместные проекты являются взаимовыгодными для всех сторон, но вряд ли стоит сомневаться, что Китай при реализации любых проектов постарается обеспечить максимальную выгоду именно для себя.
Кроме того, реализация инициативы «один пояс, один путь» явно будет иметь важные стратегические последствия, т.к.это позволит Китаю увеличить свое морское присутствие по всему региону (потенциально – вплоть до размещения флота в региональных водах). При этом необходимо отметить, что КНР использует в основном гражданские и патрульные суда (принадлежащие Береговой охране КНР, а не Военно-морскому флоту) для подкрепления своих притязаний на острова в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Китай может увеличить присутствие данного типа судов для охраны морских путей сообщения, что не вызовет опасений, которые вызвали бы корабли ВМФ, но уже будет иметь серьезные последствия для региональной безопасности и сможет значительно укрепить позиции КНР в территориальных
спорах.
Согласно оценке индийского исследователя Гурприта С. Кураны, занимающий должность исполнительного директора Национального морского фонда Индии,
экономическая повестка используется для того, чтобы замаскировать стремление Китая с помощью претворения в жизнь инициативы пояса и пути реализовать свои национальные интересы в Индо-Тихоокеанском регионе с помощью создания более благоприятной геополитической обстановки. Китай стремится достичь преобладающего влияния в Индо-Тихоокеанском регионе, заместив США, и возможно в будущем будет стремиться к занятию доминирующих позиций в Азии по аналогии с историческим существовавшей в регионе иерархической системой во главе с Срединным государством. Инициатива пояса и пути также ставит своей целью переформатировать отношение стран региона к Китаю и предоставить ему поддержку в региональных и международных организациях, что необходимо для переустройства регионального и мирового порядка в пользу КНР. С помощью акцента на экономическое взаимодействие Китай надеется снизить озабоченность по поводу роста его военной мощи и более жесткой политики в регионе, а также контролировать эскалацию конфликтов и подталкивать страны к принятию китайской позиции путем угроз в отказе от экономического взаимодействия в рамках инициативы МШП. Расширения экспорта вооружения служит цели создать зависимость стран региона от Китая и в сфере безопасности, т.к., если они будут все больше использовать китайские системы вооружения, то это будет иметь военно-стратегические дивиденды для Китая с точки зрения поддержания обороно-способности флота в Индийском океане и оказания технической поддержки китайскому флоту по аналогии с военными базами за
рубежом.