Дональд Трамп и Европа





Дональд Трамп и Европа



Виталий Журкин
советский и российский историк, политолог, американист и европеист. Специалист по проблемам международных отношений, глобальной и европейской безопасности, военно-политической стратегии, ограничения и сокращения вооружений. Действительный член АН СССР
Михаил Носов
советский и российский синолог и японист, специалист в области международных отношений, внешней политики и международной безопасности. Доктор исторических наук, профессор. Член-корреспондент РАН; с 2004 по настоящее время — заместитель директора по научной работе Института Европы РАН.

Внутренняя и внешняя политика президента США Дональда Трампа во многом привязана к решению провозглашённой задаче "снова сделать Америку великой". Одним из главных её приоритетов стала борьба с дефицитом внешней торговли. Являясь крупнейшим торговым партнёром Америки, Европейский Союз столкнулся с беспрецедентным давлением Вашингтона, угрожающим ввести высокие пошлины на европейские товары и требующим отмены "несправедливых", по его мнению, барьеров на пути американских товаров в Европу. В этой борьбе не учитывается ни печальный американский опыт введения высоких тарифов на импорт, что привело к глобальной депрессии 1929 г., ни введение санкций на японские автомобили в 1970-1980-е гг., что привело к тяжёлым потерям и к кризису американской автомобильной промышленности. Торговая война негативно отразилась и на политических отношений между США и их союзниками, включая не только ЕС, но и НАТО.

Сегодня отношения Европы с Америкой, а если быть более точным отношения президента США Дональда Трампа с руководством Европейского Союза воспринимаются как "мыльная опера", где вспышки гнева очень скоро сменяются объяснениями в любви, а угрозы развода жаркими объятиями. С одной стороны, он записал в свои враги половину мира. На вопрос корреспондента "кого вы считаете главнейшим глобальным врагом на сегодняшний день", Трамп ответил:
"Мне кажется у нас много врагов. Я думаю, что с точки зрения как ЕС поступает с нами в торговле, он является нашим врагом. Я не говорю о Европейском Союзе в целом, но они наши враги. Россия по некоторым параметрам враг. Китай враг экономически, он определённо является врагом. Но это не означает, что они плохие. Это ничего не означает. Это означает, что они соперники"
[CBSEveningNews, July16, 2018]

С другой стороны, любовь Трампа безгранична. По его признанию, "всем понятно, что, представляющий ЕС, Ж.-К. Юнкер и я, честно представляющий Соединённые Штаты, любим друг друга", председатель КНР Си Дзиньпин "мой друг, и очень, очень хороший человек" [Whitehouse, 12/04/2018], а президент Путин оказался человеком "с которым однажды мы сможем стать друзьями" [Whitehouse, 12//07/2018].

Если бы Дональд Трамп находился в рамках американской политической традиции, рассматривающей Трансатлантические отношения как краеугольный камень американской внешней политики, то анализ отношений между США и ЕС, сводился бы к скучной констатации огромных объёмов политических, военных и экономических отношений между ними и рассмотрению достаточно незначительных противоречий, неизбежных при столь интенсивных и многогранных отношениях. Однако в Белом доме находится президент, общающийся с внешним миром, включая своих противников и сторонников в Америке, с помощью твиттера и постоянно меняющий свои взгляды на политику. В рамках конституции США, налагающей определённые ограничения на решения администрации, политика Вашингтона во многом всё же определяется личностью президента, его стремлением использовать внешнюю политику для укрепления собственного имиджа в борьбе за укрепления власти. За последние два года отношения США с Европой, переживая спады и подъёмы настроений хозяина Белого дома, стали жертвой этой политики. Однако следует сразу оговориться, что, несмотря на все перипетии обострившихся споров вокруг военных расходов стран НАТО и торговые и политические конфликты между США и ЕС, отношения между Европой и США остаются основой незыблемости Трансатлантического союза, на который приходится 11,3% населения, 23% ВНП в текущих долларах[IMF], 44,1% мирового экспорта и 48% импорта [wto.org].

Уже первые шаги администрации Трампа продемонстрировали стремление президента отказаться от ряда многосторонних и двусторонних торговых соглашений. Объявив огромный и продолжающий расти дефицит внешней торговли США центральным вопросом борьбы за "Великую Америку", Трамп принял решение получить свободу рук в борьбе с торговыми конкурентами, что в будущем могло дать шанс пересмотреть те положения соглашений, которые не устраивали Америку. Уже в январе 2017 г. Трамп объявил о выход США из Транс-Тихоокеанского партнёрства (ТРР), 16 августа начал переговоры с Канадой и Мексикой о пересмотре соглашения НАФТА, а в сентябре начались переговоры о выходе из торгового соглашения с Южной Кореей. Объявив Канаду и Мексику странами, ведущими несправедливую торговлю с США, Трамп пригрозил им пересмотреть соглашение НАФТА. "Мы ведём переговоры с НАФТА, - заявил Трамп. - Они идут прекрасно... теперь никто не двигается в сторону Мексики. До тех пор пока НАФТА нестабильна, ни одна компания не будет тратить миллиард долларов на строительство там автомобильного завода" [Whitehouse, 12/04/ 2018].

Начав атаку на своих торговых партнёров, Трамп, добился от них определённых уступок, после чего показал, что он не исключает сохранения соглашений, против которых он столь яростно выступил в начале своего президентства. Во время своей поездки в Японию президент обсуждал с руководством страны вопрос о возможности США вернуться в соглашение ТРР. Фактически прекращены разговоры о пересмотре соглашения НАФТА. Президент Трамп и в политике следует первому принципу своего подхода к бизнесу - "метить высоко" [Трамп, 1985: 35-40]. Ставя заведомо завышенные и практически невыполнимые требования своим партнёрам, он добивается частичных, но весьма важных уступок. Хотя фактически были заморожены переговоры о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве (TTIP), те цели, которые были заложены в проекте договора, были давно перевыполнены, а президент Трамп предложил даже полностью обнулить тарифы в торговле между США и ЕС, что и было конечной целью соглашения.
Президент Трамп оценивает долю США и ЕС в мировом ВВП в 50% [whitehouse.gov 25/07/2018]
По мнению специалистов Европейского центра исследования международной экономической политики (EuropeanCenterforInternationalPoliticalEconomy(ECIPE) реализация соглашения может дать прирост ВВП ЕС на 0,1%, а ВВП США на 0,01-0,04%, что увеличит экспорт ЕС на 1,19%, а импорт на 1,13%1. Другое исследование оценивает выгоды США несколько выше, чем потенциальные преимущества ЕС, определяя потенциальный прирост ВВП для США в 4,5 млрд долл, в год, а для ЕС в 3 млрд в год. [ErixonF. andBauerМ], По оценкам ВНП Евросоюза в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом вырос на 470 млрд долл. США, а ВНП США увеличилось на 280 млрд долл. Реальный рост торговли и ЕС, и США был на порядок выше прогнозов. В 2017 г. экспорт США вырос на 7,7%, а импорт на 6,2%. Экспорт ЕС за тот же период вырос на 6,7%, а импорт на 7% [ВЕА, 2018].

Торговая война
Торговая война, ставшая, наряду с кадровыми скандалами в Белом доме, фирменным знаком администрации Трампа, была связана как с реальной необходимостью сократить дефицит торгового баланса, так и внутриполитическими соображениями, продиктованными борьбы за электорат, которому президент обещал рабочие места и процветание. Естественно и то и другое взаимосвязано. Чем больше президент проявляет заинтересованность в укрепление собственного имиджа, тем шире разворачивается торговая война.

ЕС и США остаются друг для друга крупнейшими торговыми партнёрами, важнейшим источником технологий и инвестиций. В 2017 г. США занимали первое место по экспорту и по общему объёму торговли ЕС и второе место по импорту, уступая Китаю. На США пришлось 13,8% импорта, 20,0% экспорта и 16,9% общего объёма торговли ЕС.

В импорте из США в 2017 г. 43.6% пришлось на продукцию машиностроения, 22,1% пришлось на продукцию химической промышленности, 6,3% пришлось на разного рода готовые товары, 5,9% на нефть и газ. Структура экспорта ЕС в США в 2016 г. практически полностью соответствует американскому экспорту в ЕС - 44,4% пришлось на продукцию машиностроения, 22,5% пришлось на продукцию химической промышленности, 12,8% пришлось на разные готовые товары, 3,0% на нефть и газ [DGT, 17-02-2018].

В 2017 г. дефицит США по торговле товарами и услугами составил 552,3 млрд долл. США. Дефицит в торговле товарами составил 807,5 млрд долл., а в торговле услугами США имели положительное сальдо в 255,2 млрд, при этом Трамп, делая акцент на рост дефицита торговли товарами, старается не говорить о торговле услугами, несмотря на то, что в Экономическом докладе Белого дома в феврале 2018 г. прямо говорилось, что "американская экономика уходит от производства в сторону отраслей работающих в сфере услуг. Сосредоточенность исключительно на торговле товарами, игнорирует наши сравнительные преимущества в сфере услуг".
NYTimes, June7, 2018.
Таблица 1. (Источник: Monthly U .S. International Trade in Goods and Services, June 2018, p. 16 Дата обращение 18 июля 2018)
США имели положительное сальдо в 872 млрд долл, по иностранным инвестициям на конец 2017 г. Интересно отметить, что 84% американских прямых инвестиций в Европы приходится на работу американских компаний, работающих в европейских странах.

Войну со своими торговыми партнёрами президент Трамп начал под лозунгом "Сделаем Америку снова великой", обещая американцам вернуть рабочие места, захваченные иностранными конкурентами, перекрыть доступ импорту или как минимум обложить его пошлинами. Изданный в апреле 2017 президентский указ "Покупать американское, нанимать американцев", в значительной мере был направлен на защиту американской автомобильной индустрии [Whitehouse, 18/04/2017].
Таблица 2. // Американские прямые инвестиции на конец 2017 г. млрд долл. (Источник: U.S. Bureau of Economic Analysis 2018.)
США имели положительное сальдо в 872 млрд долл, по иностранным инвестициям на конец 2017 г. Интересно отметить, что 84% американских прямых инвестиций в Европы приходится на работу американских компаний, работающих в европейских странах.

Войну со своими торговыми партнёрами президент Трамп начал под лозунгом "Сделаем Америку снова великой", обещая американцам вернуть рабочие места, захваченные иностранными конкурентами, перекрыть доступ импорту или как минимум обложить его пошлинами. Изданный в апреле 2017 президентский указ "Покупать американское, нанимать американцев", в значительной мере был направлен на защиту американской автомобильной индустрии [Whitehouse, 18/04/2017].

Автомобильная война

В 2017 г. мировой экспорт автомобилей составил 743,5 млрд долл., обогнав экспорт нефти, которая из-за падения цен отошла на второе место. На Европу пришлось более половины экспорта автомобилей - 54,8%. Самым крупным экспортёром автомобилей была Германия, на которую пришлось 21,3% от мирового экспорта автомобилей, затем идёт Япония (12,6%), США (7,2%), Канада (6,3%). На Испанию, Бельгию, Францию, Чехию, Италию и Словакию - приходится 19,8% мирового экспорта автомобилей [trademap.gov].
Таблица 3. // Американская торговля автомобилями в 2017 г млрд долл. США Источник: BEA US Census US International trade in Goods and Services August 3, 2018, p.24
В 2017 г. США импортировали из Германии 501462 легковых автомобиля, что учитывая количество производимых в США машин немецких марок, не могло не вызвать раздражение Белого дома. По словам Трампа
"нам очень трудно продавать наши машины в Европейском Союзе. Но из ЕС - а сейчас я имею в виду Германию - Мерседесы и БМВ текут в США без всяких барьеров. Они платят небольшой налог, тогда как Европейский Союз требует с нас огромный налог, а сам платить не собирается. Они не хотят наших машин, они не хотят покупать. Мы в прошлом году потеряли 151 млрд долл, торгуя с ЕС. Они могут называть меня как угодно. На их месте я бы тоже обзывал меня, поскольку этого больше никогда не будет"
[Whitehouse, 17/05/2018].
Действительно США, справедливо возражают против того, что ЕС взимает 10- процентную пошлину на ввозимые американские машины, когда для импортируемых европейских машин в США она составляет всего 2%\ Притом, что в 2017 г. Америка импортировала 1,14 млн машин из Европы, тогда как продала туда их лишь в четыре раза меньше. Когда Трамп пожаловался, что на Пятой авеню в Нью- Йорке у каждого подъезда стоят Мерседесы, а в Германии не увидишь Шевроле, лидер СДПГ и будущий министр иностранных дел Зигмар Габриель посоветовал американцам научиться "делать хорошие машины".

Первыми против введения пошлин выступил Американский Альянс Производителей Автомобилей. По заявлению спикера Альянса Глории Берквист, (Bergquist) "введение пошлин обойдётся американским потребителям в 45 млрд долл., что перечеркнёт все выгоды от их введения". По расчётам, 25% налог в среднем увеличит стоимость автомобиля на американском рынке на 5 800 долл.

Сторонники введения пошлин аргументируют свою точку зрения надеждой на то, что подъём автомобилестроения в США приведёт к сокращению безработицы. В тоже время, учитывая, что количество зарегистрированных в Америке автомобилей превышает число живущих в ней и несопоставимо с числом безработных, введение тарифов на автомобили вряд ли будет пользоваться широкой поддержкой в США. Нападая на немецкий автопром, президент умалчивает тот факт, что значительная часть дефицита обусловлена американской закупкой в Германии запчастей комплектующих для немецких заводов, работающих в США. Только "Даймлер", производитель Мерседесов, имеет 9 заводов в Америке, на которых работает 22 тыс. человек. На заводах "Фольксвагена" работает 8 тыс. американцев, на 60 заводах "Сименс" 50 тыс. [USA TODAY.com.01/06/2017]. Аналогичный вклад в рост занятости делают и автомобильные компании других стран, работающие в США. На встрече Трампа с руководителями американского автопроизводства 11 мая 2018 г. президент отметил патриотизм руководителя компании "Фиат Крайслер", который принял решение перенести своё производство из Мексики в Мичиган. При этом интересно отметить, что на этой встрече из девяти руководителей лишь двое представляли чисто американские компании - "Форд" и "Дженерал Моторе". Другие семь представляли работающих в США две немецких, три японских, одну корейскую и одну итальянскую компанию.

Учитывая важность американского автомобильного рынка для Германии, в июле 2018 г. руководители крупнейших немецких автомобильных концернов встретились с послом США в Берлине Ричардом Греннелом и подтвердили, что они поддерживают нулевые тарифы на импорт американских автомобилей. Однако при этом они обещали сделать всё для сохранения уровня немецких инвестиций в американскую экономику. Учитывая, что каждый второй автомобиль, произведённый на немецких заводах в США, идёт на экспорт, это явилось скрытой угрозой свернуть работу немецких автомобильных компаний в США, производящие машины немецких марок, успешно экспортируемые Америкой.
3. В цій публікації визначення «мейнстрімної економічної теорії» стосується не лише неокласичної економічної теорії, але також і різні «гетеродоксальні» буржуазні економічні теорії, як-от австрійський або кейнсеанський підходи. Усі вони є «мейнстрімними» в тому сенсі, що допускають історичну безсмертність капіталізму й вважають капіталізм найкращою з усіх можливих економічних систем. У якості мейнстрімної критики соціалізму, яка розглядається в цьому розділі, я здебільшого покладаюся на аргументи, підсумовані Стігліцем (Stiglitz 1994). Стосовно класичної критики соціалістичного центрального планування, див. Hayek 1996 (1948).↩
В Китае ввозные пошлины на американские автомобили составляют 25%.Джип Гранд Чероки SRT8 США стоил 54 тыс. долл., а в Китае его цена составила 189 тыс. долл. [sfgate.coml4/09/2018]. TheGuardian, 16/01/2017.
NYTimes, Jul. 4 2018.
FinancialTimes, July4, 2018.
В 2017 г. только на заводе Фольксваген в Южной Каролине производилось 1400 автомобилей в день, из которых 70% были экспортированы [http://avtovolgograda.ru/ugadajte-kto- eksportiruet-bolshe-vsego-avtomobilej-iz-ameriki]

Сталь и алюминий
Переговоры по торговле автомобилями с ЕС шли параллельно с обсуждением вопроса о торговле металлами. Во многом это было связано с тем, что с 2000 по 2016 гг. производство стали в США сократилось с 112 млн т до 86,5 млн т, а число занятых сократилось с 135 тыс. чел. до 83,6 тысяч [bls.gov]. 31 мая 2018 Трамп объявил о введении 25% тариф на импорт стали и 10% тариф на импорт алюминия. До этого Трамп заключил соглашения об урегулирования импорта стали с Аргентиной, Бразилией и Австралией и по алюминию с Австралией и Аргентиной. 30 апреля было достигнуто соглашение по стали с Южной Кореей. Возможно, решение начать пересмотр тарифов на американский импорт стали и алюминия был связан с расчётом, что именно здесь Трамп сможет продемонстрировать успешность своей политики.

США в 2017 г. выплавили 81.6 млн т стали, заняв четвёртое место в мире после Китая - 831,7 млн т, Японии - 104,7 млн т, Индия - 101,4 млн т [WorldSteelinFigures, 2018]. США экспортировали в 2017 г. 10,2 млн т стали, а импортируют 35,4 млн т. Несмотря на огромные объёмы производства стали в Китае, он не числится среди главных импортёров стали в Америку - в 2017 г. на Китай пришлось лишь 3,4% американского импорта стали. В 2017 г. США импортировали стали на 28,8 млрд долл., сохранив позиции крупнейшего в мире покупателя стали, поступающей из 85 стран мира. На США пришлось 9% мирового импорта стали, однако в стоимостном выражении это составило лишь 1,2% от стоимости американского импорта. Главными импортёрами стали в США является ЕС (18,2% от объём импорта), затем идут Канада (16,7%), Бразилия (13,2%), Южная Корея (9,7%), Мексика (9,4%) и Россия (8,1%)1. Основным импортёром стали из стран ЕС была Германия (6,2%). В 2017 г. отрицательный баланс в американской торговле сталью составил 12,7 млрд долл., из которых на ЕС пришлось 4,9 млрд долл, [trade.gov., 2018].

Сокращение производства алюминия в США, рассматривается как угроза национальной безопасности. 27 апреля 2017 г. Белый дом опубликовал заявление президента под заголовком "Алюминиевая отрасль Америки под угрозой". В нём отмечалось, что тогда как в 2016 г. импорт алюминия в США вырос на 18%, его производство в США упало на 47%, а из 8 заводов по производству алюминия 7 были или закрыты, или сократили производство, или простаивали. Занятость в отрасли за этот период сократилась на 13% [Whitehouse, 27/04/2017]. Исходя из того, что алюминий является стратегическим материалом для национальной обороны США, президент дал указание провести расследование, сложившейся ситуации в соответствии пунктом 232 Закона о расширении торговли 1962 г. В 2017 г. дефицит США в торговле алюминием составил 11,8 млрд долл., из которых на ЕС пришлось лишь 600 млн долл., но тем не менее Трамп пригрозил Брюсселю поднять импортный тариф на 10%.
Пока надежды Трампа не оправдались. По итогам первого квартала 2018 г. стоимость импорта стали выросла по сравнению с первым кварталом 2017 г на 17%, в основном за счёт поставок из стран главных импортёров стали. Доля Канады, Бразилии, Южной Кореи и Мексики выросла до 55% [GlobalSteelTradeMonitor, SteelImportsReport, June2018 (trade.gov) ].
https://www.investopedia.com/news/where-does-us-import-steel/ По словам министра торговли США Уильбура Росса, "в мирное время США производят достаточно высококачественного алюминия для производства боевых самолётов LockheedMartinF-35 и F/A18 SuperHornet, на единственном заводе CenturyAluminnumСо, однако в случае серьёзного международного конфликта этого будет крайне недостаточно" (reu- ters.com) DavidLawderU.S. launchesnationalsecurityprobeintoaluminumimports, [enforce- ment.trade.govtrademap.org].
В соответствии с пунктом 232 президент имеет полномочия вводить тарифы на импорт "по соображениям, связанным с национальной безопасностью".
Основными поставщиками алюминия в США в 2017 г. были Канада, Китай и Россия.

Торговля газом
Хотя в торговле газом у США нет проблемы отрицательного сальдо, экспорт сжиженного газа (СПГ) оказался в центре переговоров 25 июля 2018 г. между председателем Европейской Комиссии Жан-Клодом Юнкером и президентом Трампом, который заявил, что США и ЕС приняли решение укрепить свои связи в энергетической сфере.
"Европейский Союз хочет импортировать больше СПГ - из Соединённых Штатов, и они собираются стать очень, очень крупным покупателем. Мы собираемся облегчить им решение этой задачи, а они собираются стать огромным покупателем СПГ, что даст им возможность диверсифицировать снабжение энергией, а этого они очень хотят. А у нас его полно"
[CBSEveningNews, July16, 2018]
При этом в ходе своей поездки в Европу в июле 2018 г. Трамп постоянно увязывал поставки СПГ с поставками российского газа в Европу и вопросами безопасности. Выступая в Лондоне, он резко осудил политику А. Меркель.
"То, что делает Германия ужасно. Ядумаю это ужасная ошибка. Поскольку я хорошо отношусь к Ангеле я откровенно сказал ей об этом. Ядумаю это ужасно, что у вас есть трубопровод, идущий из России, и мне известно, что Германия получает 50, 60 и даже, как я слышал, 70 процентов своей энергии из России. Остаётся открытым вопрос, как можно обеспечивать мир и укреплять мощь, когда кто-то контролирует твою страну"
[OILPRICE. March2018]
Ещё более откровенно высказался министр энергетики США Рик Пери. Выступая в Сенате США он заявил, что "поставки американского газа в Восточную Европу одно их мощнейших средств сдерживания российского влияния"

С 2012 г. США являются крупнейшим в мире производителем газа. С 2013 г. американский экспорт СПГ вырос с 2,9 млрд футов3 до 707, 5 млрд футов3 в 2017 г., что составило 22% от американского экспорта газа. Трубопроводный газ направлялся в Канаду и в Мексику, а главным покупателем американского СПГ были Мексика, Китай и Япония. В 2017 г. США экспортировали в Европу 71,9 млрд футов3. Средняя цена СПГ снизилась с 15,66 долл, в 2014 г. до 4,69 долл, за 1000 футов3в 2017 г. [EIA, 2018]

Если пересчитать кубические футы в кубические метры, то в 2014 г. средняя экспортная цена американского СПГ составляла 553,3 долл, за 1000 м3, а в 2017 г. она снизилась больше чем в три раза до 165,7 долл. Экспортная цена российского газа для Европы составляет 230 долл. за тыс. м3 [biz.liga.net/economica/tek/novosti/gazprom-nazval-tsenu-gaza-dlya-evropy-na-2018], что значительно выше цены американского экспортного СПГ. Однако на сегодняшний день американская угроза завоевать европейский газовый рынок выглядит не слишком убедительной в силу несопоставимости объёмов поставок российского трубопроводного газа и американского СПГ. Объём американского экспорта СПГ в Европу в 2017 г. в пересчёте составили 2,1 млрд м3, а российский экспорт газа в Европу достиг в том же году 192,2 млрд м3[Gazpromexport, 2018]. Однако стремление Трампа продвигать на европейский рынок американский СПГ могут доставить Газпрому определённые трудности при реализации поставок российского газа в Европе.

Существует, по крайней мере, четыре серьёзных фактора, которые могут разрушить российскую газовую монополию на европейском рынке. Во-первых, это высокие темпы наращивания американских мощностей по производству, транспортировке и экспорту СПГ.

Во-вторых, в Европе в зависимости от цены на нефть снижается потребление газа, цена которого привязана к цене нефти. На потребление газа влияет и всё более широкое использование возобновляемых источников энергии. В-третьих, необходимо учитывать политические аспекты этой проблемы. В условиях продолжающейся конфронтации между Россией и США, Вашингтон будет прилагать серьёзные усилия для вытеснения России с европейского газового рынка, используя свои немалые возможности влияния на европейскую политику. И, наконец, в-четвёртых, учитывая стоимостные различия между американским и российским газом, покупка американского газа со временем может стать для Европы экономически выгодной.
(2>realDonaldTrump2:49PM-Jun26, 2018.
В 2004 г. США импортировали 652 млн футов3СПГ и планировали расширение его закупок [LNG:UnderstandingtheBasicFacts], сегодня на США. ]В настоящее время более четверти произведённой в ЕС энергии приходится на возобновляемые источники, в потреблении на возобновляемые источники приходится 13%, а на газ 22% [EUEnergy2017, рр. 37, 42]

Перспективы торговой войны

В первой половине 2018 г. ситуация кардинально не изменилась и общий дефицит остаётся на уровне первой половины 2017 г. В Брюсселе оценили убытки от решения Трампа в марте 2018 г. повысить пошлины на импорт стали и алюминия из ЕС в 6,4 млрд евро и 20 июня 2018 г. Европейская Комиссия объявила об ответных мерах. Было решено немедленно обложить американский экспорт пошлинами на 2,8 млрд евро, а что касается оставшихся 3,6 млрд евро, то их судьба будет решаться в зависимости от развития дальнейших событий в течение трёх лет. ЕС повысила на 25% пошлины на американский рис и кукурузу, одежду, металлические изделия, мотоциклы, всего свыше 170 товарных позиций, включая виски Джек Даниельс и джинсы [EU adopts rebalancing measures in reaction to US steel and aluminum tariffs. BrusselsJune2018].

В ответ Трамп в своём твиттере 26 июня 2018 г. пригрозил ужесточить свою политику в отношении импорта европейских автомобилей. "Мы заканчиваем изучение тарифов на автомобиле из ЕС, которые долгие годы обеспечивали их преимущества перед Америкой в форме торговых барьеров и тарифов. Мы их уберём - и произойдёт это весьма скоро!" . Однако уже через месяц 25 июля 2018 г. Трамп и Юнкер договорились о том, что целью будущих переговоров между ЕС и США будет более "свободная, справедливая и отвечающая взаимным и интересам торговля". Основываться она будет на четырёх принципах, которые по своей сути напоминали принципы TTIP, а в чём-то даже шли дальше отвергнутого Трампом соглашения: выработка нулевых тарифов, нулевых нетарифных барьеров; увеличение экспорта в Европу американского энергетического сырья; устранение бюрократических барьеров; реформирование ВТО и устранение несправедливых принципов торговли.

ЕС обещал снизить пошлину и нетарифные барьеры на соевые бобы, нефть, газ, фармацевтику и на некоторые готовые изделия. Обе стороны приняли решение "бороться с кражей интеллектуальной собственности, принудительным отъёмом технологий, субсидированием промышленности и устранять перекосы, связанные с государственными компаниями. Однако для ЕС главным было, что Трамп обещал отложить некоторые ввозные пошлины на автомобили, сталь и алюминий.

Учитывая непредсказуемость решений, принимаемых в Белом доме, сегодня трудно прогнозировать ход торговой войны США с ЕС, об окончании которой заявил Трамп после встречи с Юнкером.
"Сегодня великий день. Очень великий. Мы встретились здесь в Белом доме для того, чтобы начать новый этап отношений между Соединёнными Штатами и Европейским Союзом - этап тесной дружбы, крепких торговых отношений, от которых выиграют обе стороны; этап большего сотрудничества в деле обеспечения глобальной безопасности и процветания; этап общей борьбы с терроризмом"
[Whitehouse25/07/2018].
В 1929 г. объём американского экспорта составил 5,2 млрд долл., в том числе в Европу 2,3 млрд долл.. Объём импорта составил 4,4 млрд долл, в том числе в Европу 1,3 млрд долл. В 1933 г. объём американского экспорта сократился до 1,7 млрд долл., в том числе в Европу до 0,8 млрд долл.. Объём импорта составил 1,5 млрд долл, в том числе в Европу 0,4 млрд долл. Объём торговли США с Европой сократился почти в три раза [StatisticalAbstract, 1934].
США вряд ли удастся избавиться от огромного дефицита в торговле товарами. До тех пор пока в Китае уровень ВВП на душу населения по сравнению с американским в три с половиной раза меньше, в Мексике в три раза, а в странах ЮВА в 7-8 раз, по законам рыночной экономики американцы будут покупать более дешёвые товары, тем более, что значительная часть импорта состоит из товаров американских брендов, произведённых на американских заводах в этих странах. Борьба с китайским импортом, объём которого в 2017 г. составил 375 млрд долл, и на который пришлось 65% отрицательного сальдо торговли США, осложняется тем, что Китай является крупнейшим держателем американских казначейских бумаг, сумма которых на май 2018 г. составила 1,18 триллионов долл., что составило 19% американских иностранных займов [DepartmentoftheTreasury. FederalReserveBoard, June15, 2018]. В руках Китая находится мощный инструмент влияния на экономику США, поскольку, если Китай прекратит покупку американских ценных бумаг, а тем более начнёт их распродажу, это неизбежно приведёт к росту процентных ставок и последующей рецессии экономики США, а затем к спаду экономического роста Китая. Это неизбежно приведёт к глобальному финансовому и экономическому кризису, масштабы которого сегодня трудно прогнозировать.

Рост экономики, что Трамп считает своим личным достижением, что в случае его сохранения неизбежно приведёт к увеличению внутреннего потребления и увеличению импорта из стран ЕС и Японии. Обращение Трампа к американскому патриотизму с призывом "ездить на американских машинах", вряд ли будет услышан теми, кто привык ездить на хороших немецких Мерседесах или японских Тоётах, покупать французские вина или испанский хамон.

Торговая война не является, чем-то новым для Америки. Бизнесмен Трамп решил бороться с экономическими конкурентами по глобальной экономике, прежде всего, с помощью повышения пошлин на импортируемы товары. По сути, это решение, призванное обеспечить американцев работой, а в конечном итоге вернуть Америке величие, есть ни что иное как очень опасный шаг по возвращению Америки в период Великой депрессии 1929-1933 гг. В мае 1929 г. Палатой представителей США был принят Закон Хоули-Смута (TheSmoot-HawleyTariffAct) выдвинутый двумя сенаторами республиканцами. Закон, который был подписан президентом Гербертом Гувером в июне 1930 г. предусматривал повышение пошлин более чем на 20 тысяч импортируемых товаров. Реакцией на Закон был бойкот американских товаров в Европе, падение американского импорта и экспорта, а в конечном итоге к катастрофическому экономическому спаду в США и Европе.

Во многом отношения между Брюсселем и Вашингтоном оказались заложниками политики Трампа и его президентской судьбы. И то и другое будет зависеть, по- крайней мере, от трёх факторов.

1
Во-первых, от экономических успехов администрации. Едва ли ни ежедневно президент в своём твиттере или на сайте Белого дома выступает с реляциями об успехах в экономике и победах над торговыми врагами. Американская экономика находится на подъёме и естественно, президент преподносит это как заслугу своей администрации. На самом деле это далеко не так. Высокопарная риторика Трампа действительно опирается на некоторые реальные показатели американской экономики в 2017-2018 годах, однако при этом не учитываются ни объективные факторы развития экономики, ни сопоставления показателей нынешнего президента с достижениями его предшественников.

Опытный шоумен и популист, Трамп открывает новые шахты, строительство которых началось при Обаме, встречается с фермерами и рабочими, обещает всё и всем. Подводя итоги 500 дням своего президентства он объявил что "наши семьи будут процветать, наш люди будут преуспевать, а наш народ навсегда будет жить в безопасности, будет сильным и гордым, могучим и свободным" [Whitehouse, 04/06/2018].

Во втором квартале 2018 г. рост ВНП США составил 4,1%, что естественно было преподнесено как достижение экономической политики президента. Однако при его предшественнике, которого Трамп так последовательно и упорно старается дискредитировать, в третьем квартале 2014 г. рост ВВП составил 5,1%, а итоги 2017 г. были ниже, чем итоги 2014 г. [ВЕА, 2018]. За первые 17 месяцев президентства Трампа было открыто 3,2 млн рабочих мест - в среднем это 189 тыс. мест каждый месяц. Во время второго срока президента Обамы прибавлялось по 217 тыс. рабочих мест в месяц. Если рост числа рабочих мест будет продолжаться: то за два президентских срока Трамп даст работу 18 млн американцев. Клинтон за два срока предоставил рабочие места почти 23 млн американцев [bls.gov]. Прогнозы дальнейшего развития американской экономики далеко не всегда совпадают с оптимизмом президента. По прогнозу на два последних квартала 2018 г. и два первых 2019 г. квартальный прогноз ВВП в среднем составит 2,6% [tradingseconomies, 2018]. По прогнозу Всемирного Банка в 2018 г. рост ВВП США составит 2,2%, а в 2019 и 2020 соответственно 2,5% и 2,0%. [WorldBank, June2018] Спад в экономике может привести к снижению накала борьбы Трампа с Европой.

2
Во-вторых, многочисленные кадровые скандалы в Белом доме и постоянные обвинения президента в реальных и надуманных грехах могут привести в лучшем случае к падению его популярности, а в худшем к импичменту. Несмотря на постоянное позиционирования себя в качестве "спасителя Америки", рейтинг Трампа по опросу Гэллопа, остаётся не слишком высоким. В конце июля 2018 г. 40% американцев одобрило деятельность президента, 55% отнеслись к этому негативно, 6% не определили своё отношение. На последнюю неделю июля второго года президентства 44% американцев одобряли деятельность Б. Обама, 67% Дж. Буша младшего, 41% Б. Клинтона, 55% Р. Никсона и 67% Дж. Кеннеди [Gallup.com2018]. Отвечая на конкретный вопрос о работе Трампа на пользу процветания страны 46% американцев её одобрили. Это выше рейтинга Обама на второй год президентства (38), но значительно ниже показателя Дж. Буша, мл. (66%) [McCarthy, 2018].

3
В-третьих, будущее отношений между ЕС и США зависит насколько далеко политика Трампа уйдёт от взаимных согласованных решений. Публичные нападки на Атлантический союз, отказ США от ядерной сделки с Ираном или его выход из Парижского соглашения по климату стратегически вряд ли изменит основы Трансатлантических отношений, но создать напряжённость между союзниками, несомненно, сможет.

Торговая война и политика
Отношения между Европой и США неоднократно сталкивались не только с экономическими проблемами, но и с политическими кризисами. Достаточно вспомнить выход Франции из военных структур НАТО в 1966 г. или негативное отношение Франции и Германии к вторжению США в Ирак в 2003 г. Однако, пожалуй впервые, Европа сталкивается с поведением президента США, выходящим за рамки дипломатической практики и полным пренебрежением к позиции своих ближайших заокеанских союзников. Трамп может попытаться убедить Макрона выйти из ЕС в обмен на торговые преференции для Франции, отказаться от ядерной сделки с Ираном, которую поддерживает Брюссель или заявить Меркель, что "Германия зависит от России". Лидеры ЕС стараются не замечать протокольные, мягко выражаясь, "несообразности" президента, когда он публично стряхивает перхоть с пиджака Макрона или откровенно игнорирует предложение Меркель обменяться рукопожатиями. Европейским лидерам часто приходится общаться с Трампом с неизбежной сдержанностью воспитанных детей в гостях у не слишком любимого, но богатого родственника.

Кризис отношений между ЕС и США всегда порождает массу хлестких журналистских оценок, предрекающих если не разрыв отношений между Брюсселем и Вашингтоном, то, по крайней мере, их резкое охлаждение. Как писал американский политолог Филиппе Гордон (PhillipsGordon) из Брукингского института,
"мы можем оказаться в процессе создания нового мирового порядка, в котором даже сама концепция "Запада" не будет больше существовать. Я не хочу сказать, что Европа и Америка столкнутся в военном противостоянии, подобном тому, которое существовало между востоком и западом в годы холодной войны. Однако если существующие сегодня тенденции не будут обращены вспять, можно быть уверенным, что будет нарастать идущее изнутри стремление к конфронтации, а не к сотрудничеству. Все это будет вести к фактическому концу НАТО и политическому соперничеству на Среднем Востоке, в Африке и в A3HH"
[Phillips, 2004]
Другой политолог профессор Гарвардского университета Стивен Уолт (StevenWalt) в статье "ЕС, и НАТО, и Трамп - О Боже!" писал, "то, что Трамп одновременно выступает как противник ЕС, и скептически относится к НАТО, является противоречивым и близоруким подходом. Вероятно, он считает, что выход США из НАТО сэкономит Америке кучу денег, но этого не произойдёт в случае, когда Пентагон уже решил истратить их на другие задачи, а попытки разрушить ЕС заставят США иметь дело со странами союза на односторонней основе" [Walt, 2018]. Первая оценка Атлантических отношений была сделана в 2004 г., вторая в июле 2018 г., что свидетельствует о неизбежности возникновения кризисов взаимоотношений между Брюсселем и Вашингтоном в прошлом, в настоящем и в будущем.

Отношения Трампа с европейскими союзниками ещё до его въезда в Белый дом нарушили традиционную благостность внутри атлантических политических и тем более военных отношений. Ещё до президентских выборов Трамп чётко обозначил своё негативное отношение к ЕС и НАТО. Горячо одобрив брекзит, Трамп заявил, "я уверен и другие уйдут, думаю, что сохранять единство будет не так легко, как многие считают". При этом он тут же обещал англичанам "быструю" и "правильную" торговую сделку в ответ на выход из ЕС. В этом же интервью он назвал НАТО "устаревшим" и пригрозил "неплательщикам" НАТО, что США могут отказаться от своих военных обязательств в отношении союзников по НАТО. "Речь идёт о странах, у которых всё хорошо. Уверяю, я полностью готов сказать им: "поздравляю, теперь вы будете защищать себя сами".

США уже давно обвиняли своих союзников в недостаточных взносах в НАТО. На Уэльском саммите НАТО в 2014 г. все члены НАТО взяли на себя обязательство выделить на военные нужды не менее двух процентов своего валового внутреннего продукта. Это обязательство, как и раньше, повисло в воздухе. Из европейских стран только четвёрка членов НАТО (Великобритания, Польша, Греция и Эстония) подобно Соединённым Штатам соблюдали его раньше и продолжали ему следовать.

На саммите в Брюсселе в июле 2018 г., вопрос о взносах вновь оказался в центре дискуссий. На этот раз Трамп несколько смягчил свои обвинения в адрес союзников, хотя за день до открытия саммита в своём твиттере написал.
"Страны НАТО должны платить больше, США должны платить меньше. Очень нечестно"
@realDonaldTrump, 12:42 PM- Jul10,2018.
The Guardian, 29/06/2018.
USA today, 18/03/2017.
The Guardian, 16/01/2017.
NY Times, 21/07/2016.
Трамп достаточно вольно оперирует с оценкой американского вклада в военные расходы НАТО. Его оценки варьируются от 90%, (сразу после окончания саммита в Брюсселе), до 70% двумя неделями позже в ходе встречи с премьер министром Италии Дж. Конти. [Whitehouse.gov12/07/2018, 30/07/2018]. В конце концов пока не превратились в весьма расплывчатые 79-90.
Euronews27/08/2018.
На саммите Трамп похвалил руководителей Румынии, Латвии и Литвы, также преодолевших 2% рубеж военных расходов и отметил, что военные расходы стран альянса увеличились на 33 млрд долл., [Whitehouse12/07/2018] вновь забыв сказать, что этот процесс начался ещё с весны 2014 г., после известных событий в Киеве.

Нынешний напор США на своих европейских союзников в военнополитической сфере привёл к возрождению еще одного забытого конфликта. В Европейском Союзе снова заговорили о расширении своих собственных военных структур или создании новых. ЕС создал свою общую внешнюю политику и политику безопасности еще в самом конце двадцатого века. До этого он в основном занимался своими экономическими проблемами. Но когда были созданы первые чисто европейские военно-политические структуры, это вызвало немалое беспокойство за океаном, где стали упрекать Евросоюз в попытках дублирования НАТО и ослабления атлантического единства. Эти разногласия были давно и успешно урегулированы, европейские структуры стали тихо сосуществовать с НАТО, сложившейся компромисс спокойно развивался. И вдруг в новых условиях нажима со стороны США европейские лидеры снова заговорили о необходимости укрепления и расширения собственных военных структур. 19 июня 2018 г. Меркель и Макрон высказались даже за учреждение Совета Безопасности Европейского Союза. Речь пошла о неком высшем военно политическом органе, в котором заправляли бы только европейцы. Потом шум вокруг этой идеи затих. Но непонятно, надолго ли. Во всяком случае, от нее никто не отказывался, а очевидный отказ президента США придерживаться общей политики с европейскими союзниками заставил руководителей Германии и Франции публично заявить о необходимости самостоятельно обеспечивать собственную безопасность. В мае 2018 г. на вручении президенту Макрону премии имени Карла Великого в Аахене Меркель сказала, "то, что США всегда будут защищать нас, перестаёт быть данностью. Давайте смотреть правде в лицо. Пока Европа ещё в младенчестве в том, что касается сплочением перед общими угрозами. Это задача на будущее" [Newsweek, 10/05/2018].
"то, что США всегда будут защищать нас, перестаёт быть данностью. Давайте смотреть правде в лицо. Пока Европа ещё в младенчестве в том, что касается сплочением перед общими угрозами. Это задача на будущее"
[Newsweek, 10/05/2018].
Об этом же спустя несколько месяцев говорил и Макрон. В августе 2018 г. на ежегодной встрече послов Франции, он назвал политику Трампа "изоляционистской" и заявил, что "Европа больше не может полагаться на США в вопросе обеспечения своей безопасности. Сегодня мы должны взять на себя ответственность и гарантировать нашу собственную безопасность, а, следовательно, и свой европейский суверенитет".

Пока ещё трудно судить насколько далеко ЕС продвинется в своих военнополитических амбициях, особенно в ситуации, когда в условиях начатой Трампом конфронтации с Ираном, европейские страны - хотя и по-разному - но дистанцировались от своего заокеанского партнёра, а от нынешнего хозяина Белого дома можно ждать новых сюрпризов. В политических кругах Европы (да и не только Европы) часто считают эти новые явления мелкими шероховатостями, которые нивелируются под влиянием общих интересов атлантической солидарности. Вполне вероятно, что так оно и будет, а заявления европейских лидеров лишь стремление парировать словесные выпады Трампа.

Трамп с ловкостью шоумена переходит от угроз к высокопарным заверениям в дружбе, но его попытки противопоставить Америку Европе очевидны. Во всяком случае, всем соседям Европы и Америки (и ближним, и дальним) стоит за этими новыми тенденциями, как минимум, внимательно следить. Сегодняшние отношения между ЕС и США подтверждают сформулированное ещё в начале 2000-х утверждение о том, что, в основе конфликтов между Европой и США лежат "противоречия между объективной потребностью в совместных действиях в соответствии с общими интересами (на чём настаивают европейцы), и стремлением американцев действовать в одностороннем порядке с приоритетной ориентацией на обеспечение своего частного интереса" [Э. Баталов, М. Носов, 2009].
Вместо заключения
Личность Трампа безусловно оказывает влияние на отношения между США и Европой, включая Россию. Делать прогнозы на будущее, особенно краткосрочные, дело малопродуктивное и неблагодарное. Однако некоторые предположения хотелось бы сделать.

1
Во-первых, ни Трамп, с его антиевропейским настроем, ни противники союза с США в ЕС, или противники ЕС в странах союза, в обозримом не смогут разрушить Атлантический союз, являющийся основой безопасности того, что принято называть Западом.

2
Во-вторых, несмотря на все родовые и вновь приобретённые недостатки, Европейский Союз сохранится, и будет определять европейскую политику, частью которой Россия, к сожалению, пока не стала.

3
В-третьих, несмотря на встречи нашего президента с Меркель, Трампом и другими мировыми лидерами, де-факто Россия находится в изоляции и в складывающейся ситуации, ждать отмены санкций наложенных на нас США и ЕС не приходится, по крайней мере, в обозримом будущем. Что касается нашего главного дипломатического козыря - стратегического партнёрства с Китаем - существует опасность, что в будущем мы можем оказаться заложниками сложных отношений между Пекином и Вашингтоном.

4
В-четвёртых, очевидно, что развиваться в условиях изоляции мы сможем, но медленно и плохо. Кроме всего прочего, отсутствие диалога опасно. Напряжённость в отношениях двух ядерных сверхдержав чревата возникновением неконтролируемых ситуаций, о чём свидетельствует опыт более полувекового нашего ядерного противостояния с США. Единственный выход из изоляции лежит в поиске компромиссов и начале переговоров. Пугаться слова "компромисс" не следует, ибо уступив в малом, мы можем выиграть многое. А главное получим возможность для стабильного экономического развития, которое позволит нам стать великой страной не только по ядерному потенциалу и запасам нефти и газа.
В 1935 г. Дисней выпустил фильм "Леди и Трамп", в котором маленькая комнатная собачка Леди подружилась с грубоватым бродячим псом Трампом. Закончилось всё это, после ряда приключений, традиционным для американского старого кино "поцелуем в диафрагму" двух собак. В отличие от героя фильма Диснея Трампа (Tramp) президент США Трамп (Trump) пишется по-другому, хотя по- русски звучит практически одинаково, а по значению первое "бродяга", второе "козырь" или "славный малый". Как будут развиваться отношения между Леди- Европой и Трампом предсказывать сложно, однако очевидно, что диснеевский финал при нынешнем президенте США вряд ли ждёт Европу.
~
Підпишись на наш Telegram канал чи Viber, щоб нічого не пропустити
Список литературы
Баталов Э.Я, Носов М.Г. (2009) Америка, Европа, Россия в трансатлантическом пространстве, М., Русский сувенир.

Erixon F. and Bauer М. (2010) A Transatlantic Zero Agreement: Estimating the Gains from Transatlantic Free Trade in Goods, European Center for International Political Economy (ECIPE), ECIPE Occasional Paper №. 4/2010.

McCarthy Justin, (2018) Americans Continue to Rate Trump Highest on Economy Gallup,March 30, p. 2.

Phillips Gordon, (2004) Letter to Europe, Prospect July 2004, p. 78.

Pisca Iulia, (2016) Outlook for EU gas demand and import needs to 2025, Clingendael International energy Programme, p. 12.

Trump D., (1987) The Art of the deal, Ballantine Books, N.Y., p. 46.

Walt Stephen, The EU and NATO and Trump - Oh MY!https://foreignpolicy.eom/2018/07/02/the-eu- and-nato-and-trump-oh-my/

Referenes

A World Bank Group Flagship Report. "June 2018 Global Economic Prospects The Turning of the Tide?"

Batalov Ed.Y., Nosov M.G. (2009) Amerika, Evropa, Rosiya v transatlantichenskom prostranstve, M., Ruski Suvenir.

ВЕАUS Census US International Trade in Goods and Services August 3, 2018 (www.bea.gov/system/files/2018-08/gdp2ql8_adv_4pdfp/ 15 july 27 2018) (Датаобращения8/27/2018) Bureau of Labor Statistics https://www.bis.gov(Датаобращения8/27/2018)

Directorate-General for Trade (DGT)

Erixon F. and Bauer M., (2010) A Transatlantic Zero Agreement: Estimating the Gains from Transatlantic Free Trade in Goods, European Center for International Political Economy (ECIPE), ECIPE Occasional Paper №. 4/2010)

Energy Statistical Pocketbook 2017, European Commission 2018.

Gazpromexport.ru/statistics (Датаобращения8/27/2018)

Global Steel

Gordon Phillips, Letter to Europe, Prospect July 2004, p. 78.

International Monetary Fond Daily (https://www.imf.com) (Датаобращения19/8/2018)

LNG: Understanding the Basic Facts, (2005) U.S.A. Department of Energy, 2005, p. 6.

McCarthy Justin, Americans Continue to Rate Trump Highest on Economy Gallup, (2018) March 30, p. 2. Newsweek

Pisca Iulia, (2016) Outlook for EU gas demand and import needs to 2025, Clingendael International energy Programme, p. 12.

Statistical Abstract of the United States, (1934).

Trademap.org ) (Датаобращения11/8/2018)

Trading Economies (https://www. tradingecnomies.com) (Датаобращения8/22/2018)

U.S. Energy Information Administration (EIA) Natural Gas 2018 (https://www.eia.gov/naturalgas/) (Датаобращения7/24/2018)

U.S. Department of Commerce International Trade Administration https://wwwtrade.gov (Датаобращения8/2/ 2018)

Walt Stephen, The EU and NATO and Trump - Oh MY! https://foreignpolicy.com/2018/07/02/the-eu- and-nato-and-trump-oh-my/

WhiteHouse(https://www.witehouse.gov(Дата обращения 8/15/2018)

WorldNetDaily(https://www.wnd.com) (Дата обращения 8/8/2018)

World Trade Organisation (https://www.wto.org) (Датаобращения15/8/2018)

Джерело
Современная Европа, 2018, №4, с. 17-33
Сподобалась стаття? Допоможи нам стати кращими. Даний медіа проект - не коммерційний. Із Вашою допомогою Ми зможемо розвивати його ще швидше, а динаміка появи нових Мета-Тем та авторів тільки ще більш прискориться. Help us and Donate!
Ще тексти за схожою темою:
Тема: Нова боротьба за центр накопичення капіталу
Глобализация в xxi в.: инволюция или новые перспективы?
Целый ряд крупных геополитических событий последних лет (возросший экономический авторитет Китая, военно-политическое усиление России, экономический подъем государств-цивилизаций Индии и Бразилии, а также Brexit и ряд инцидентов подобного рода) заставляет по-новому взглянуть на феномен глобализации. Спектр мнений колеблется от радикального утверждения об инверсии глобализации до умеренной позиции, предлагающей ряд вариативных изменений, не подвергающих сомнению ее суть как объединяющего общечеловеческого движения. Высказывания первого рода представляют современное состояние дел началом процесса деглобализации. Представители второй точки зрения концентрируются на выработке проектов глобального развития, корректирующих доминирующую до сего времени концепцию нового мирового порядка, возглавляемого США. (Спиридонова В. И.)
Made on
Tilda