Независимо от формы захвата богатства - от злоупотребления рыночной властью и асимметричностью информации до извлечения выгоды из ухудшения состояния окружающей среды - существуют конкретные стратегии и правила, которые могут как предотвратить наихудшие результаты, так и принести далеко идущие экономические и социальные выгоды. Сокращение числа людей, погибших от загрязнения воздуха, передозировки наркотиков и «смерти от отчаяния», будет означать увеличение числа людей, которые будут вносить продуктивный вклад в развитие общества.
У регулирования было дурное имя с тех пор, как Рейган и Тэтчер сделали его синонимом «волокиты». Но регулирование часто повышает эффективность. Любой, кто живет в городе, знает, что без стоп-сигналов - простого «регулирования», управляющего потоком автомобилей через перекресток, - мы бы жили в вечном тупике. Без стандартов качества воздуха смог в Лос-Анджелесе и Лондоне был бы хуже, чем воздух в Пекине и Дели. Частный сектор никогда не возьмет на себя задачу сдерживания загрязнения. Просто спросите Volkswagen.
Трамп и лоббисты, которых он назначил для демонтажа правительства США, делают все возможное, чтобы отменить нормативные акты, защищающие окружающую среду, здоровье населения и даже экономику. В течение более четырех десятилетий после Великой депрессии сильная нормативно-правовая база предотвращала финансовые кризисы, пока в 1980-х годах она не стала рассматриваться как «удушающая» инновации. С первой волной дерегулирования последовал кризис сбережений и займов, за которым последовало еще большее дерегулирование и пузырь доткомов в 1990-х годах, а затем глобальный финансовый кризис в 2008 году. В этот момент страны во всем мире пытались переписать правила, чтобы предотвратить повторение. Но теперь администрация Трампа делает все возможное, чтобы обратить вспять этот прогресс.
Так же и антимонопольное регулирование, применяемое для обеспечения того, чтобы рынки работали так, как они должны - на конкурентной основе, было отменено. Ограничивая поиск ренты, антиконкурентную практику и другие злоупотребления, мы могли бы повысить эффективность, увеличить производство и стимулировать больше инвестиций. Более того, мы бы высвободили ресурсы для мероприятий, которые действительно улучшают благосостояние. Если бы меньше наших лучших студентов занялись банковским делом, возможно, больше пошло бы на исследования. Проблемы в обоих случаях велики, но одна направлена на то, чтобы использовать преимущества других, другая - на добавление к тому, что мы знаем и к тому, что мы можем сделать. И поскольку бремя эксплуатации, как правило, в наибольшей степени ложится на тех, кто находится на дне экономической пирамиды, мы сократили бы неравенство и укрепили бы структуру американского общества.
Как следует из этого термина, прогрессивный капитализм признает как силу, так и ограничения рынков. Это просто факт, что частный сектор всегда будет производить слишком много одних вещей, таких как загрязнение окружающей среды, и слишком мало других, таких как фундаментальные исследования, что является следствием инноваций и экономического динамизма. Правительство должно сыграть центральную роль не только в том, чтобы удерживать частный сектор от того, что ему не следует делать, но и в том, чтобы побуждать его делать то, что он должен. И через коллективные действия - через правительство - мы можем делать вещи, которые мы не могли бы сделать в одиночку и которые рынок сам по себе не сделает. Очевидным примером является оборона, но крупномасштабные инновации, такие как создание Интернета и проект «Геном человека», являются примерами государственных расходов, которые изменили нашу жизнь. Частный сектор также никогда не будет предоставлять многие универсальные услуги, которые являются основой любого достойного общества. Причина, по которой правительство США создало систему социального обеспечения, медицинской помощи, Medicaid и страхования по безработице и инвалидности, заключается в том, что предприниматели и корпорации не будут предоставлять эти основные услуги или делают это с неприемлемыми затратами и ограничениями (такими как отказ в медицинском страховании лицам с существующими проблемами). И во многих из этих областей правительство оказалось более эффективным, чем частный сектор. Административные расходы социального обеспечения - это лишь небольшая часть расходов на частные пенсионные планы, а социальное обеспечение покрывает более широкий спектр рисков, например связанных с инфляцией.