Политики больше не могут реанимировать Бреттон-Вудскую систему во всех ее деталях; мир не может (и не должен) возвращаться к фиксированным обменным курсам, повсеместному контролю капитала и высоким уровням защиты торговли. Но политики могут извлечь уроки из этого, чтобы создать новую, более здоровую глобализацию.
Односторонний подход Трампа - неверный путь вперед. Политики должны работать над восстановлением легитимности многостороннего торгового режима, а не подавлять его. Однако способ добиться этого - не открывать рынки и не ужесточать глобальные правила торговли и инвестиций. Барьеры для торговли товарами и многими услугами уже достаточно низки. Задача состоит в том, чтобы обеспечить более широкую общественную поддержку мировой экономике, которая открыта в существенных отношениях, даже если она не соответствует идеалу гиперглобализма.
Создание такой поддержки потребует новых международных норм, которые расширяют возможности правительств для достижения внутренних целей. Для богатых стран это будет означать систему, которая позволит им восстановить свои внутренние социальные контракты. Набор правил, который позволяет странам временно защищать чувствительные сектора от конкуренции, остро нуждается в реформе. Например, ВТО позволяет странам вводить временные тарифы, известные как антидемпинговые пошлины, на импорт, продаваемый иностранной компанией по ценам ниже себестоимости, которые угрожают нанести ущерб отечественной промышленности. ВТО также должна позволить правительствам реагировать на так называемый социальный демпинг, практику стран, нарушающих права трудящихся, с целью поддержания низкой заработной платы и привлечения производства. Антисоциальный демпинговый режим позволил бы странам защищать не только промышленную прибыль, но и трудовые нормы. Для развивающихся стран международные правила должны учитывать необходимость правительств реструктурировать свою экономику для ускорения роста. ВТО должна также ослабить правила в отношении субсидий, инвестиций и прав интеллектуальной собственности, которые ограничивают способность развивающихся стран стимулировать конкретные отрасли промышленности.
Если Китай и США хотят разрешить свой торговый конфликт, они должны признать, что различия между их экономиками не исчезнут. Китайское экономическое чудо было основано на промышленной и финансовой политике, которая нарушила ключевые принципы нового гиперглобалистского режима: субсидии для предпочтительных отраслей, требования, чтобы иностранные компании передавали технологии отечественным фирмам, если они хотели работать в Китае, повсеместная государственная собственность и валютный контроль. Правительство Китая не собирается отказываться от такой политики сейчас. То, что американские компании считают кражей интеллектуальной собственности, является проверенной временем практикой, которой молодые США сами занимались, когда они играли в догонялки с индустриализацией Англии в девятнадцатом веке. Со своей стороны, Китай должен осознать, что Соединенные Штаты и европейские страны имеют законные основания защищать свои социальные контракты и доморощенные технологии от китайской практики. Изучая отношения США и СССР во время холодной войны, Китай и США должны стремиться к мирному сосуществованию, а не к сближению.
В международных финансах страны должны восстановить норму, которую национальные правительства получают, чтобы контролировать трансграничную мобильность капитала, особенно краткосрочного характера. Правила должны отдавать приоритет целостности внутренней макроэкономической политики, налоговых систем и финансовых нормативов над свободными потоками капитала. Международный валютный фонд уже полностью изменил свое категорическое несогласие с контролем капитала, но правительства и международные институты должны сделать больше, чтобы узаконить их использование. Например, правительства могут сделать свою внутреннюю экономику более стабильной, используя «антициклическое регулирование капитала», то есть ограничение притока капитала, когда экономика накаляется, и налогообложение оттока в период спада. Правительствам следует также пресекать уклонение от уплаты налогов богатыми путем создания глобального финансового реестра, который бы регистрировал место жительства и гражданство акционеров и фактических владельцев финансовых активов.
Предоставляя свои инструменты, глобализация всегда создает победителей и проигравших. Ключевым принципом новой глобализации должно быть то, что изменения в ее правилах должны приносить пользу всем, а не немногим. Экономическая теория вносит здесь важную идею. Это говорит о том, что возможностей для компенсации проигравшим намного больше, когда барьер, который будет снижен, высок с начала. С этой точки зрения, отмена оставшихся, в основном незначительных ограничений на торговлю товарами или финансовыми активами, не имеет большого смысла. Вместо этого странам следует сосредоточиться на освобождении трансграничной мобильности рабочей силы, где барьеры намного выше. Действительно, рынки труда являются той областью, которая предлагает наиболее убедительные экономические аргументы для углубления глобализации.
Расширение программ временной рабочей визы, особенно для низкоквалифицированных рабочих, в странах с развитой экономикой будет одним из путей. Предложение большей глобализации рынков труда может показаться противоречащим обычной озабоченности тем, что усиление конкуренции со стороны иностранных работников нанесет ущерб низкоквалифицированным работникам в странах с развитой экономикой. И вполне возможно, что сейчас это политический стартер в Соединенных Штатах и Западной Европе. Если правительства не предлагают выплатить компенсацию тем, кто проиграл, им следует серьезно отнестись к этой проблеме. Но потенциальные экономические выгоды огромны: даже небольшое увеличение трансграничной мобильности рабочей силы приведет к глобальным экономическим выгодам, которые могут затмить их от завершения всего нынешнего, давно застопорившегося раунда многосторонних торговых переговоров. Это означает, что есть много возможностей для компенсации проигравшим, например, путем налогообложения растущих трансграничных трудовых потоков и расходования поступлений непосредственно на программы помощи рынку труда.
Нынешняя система международных правил пытается обуздать многие экономические стратегии, которые не представляют истинных проблем нищего соседа. Рассмотрим запреты на генетически модифицированные организмы, сельскохозяйственные субсидии, промышленную политику и чрезмерно слабое финансовое регулирование. Каждая из этих политик вполне может нанести ущерб другим странам, но внутренняя экономика, о которой идет речь, окупит основную часть экономических затрат. Правительства принимают такую политику, предположительно, потому что считают, что социальные и политические выгоды стоят своей цены. В любом отдельном случае правительство вполне может ошибаться. Но международные институты вряд ли будут лучше судить о компромиссах - и даже когда они правы, их решения будут лишены демократической легитимности.
Толчок к гиперглобализации с 1990-х годов привел к гораздо большему уровню международной экономической интеграции. В то же время это привело к внутренней дезинтеграции. Поскольку профессиональные, корпоративные и финансовые элиты связались со своими сверстниками по всему миру, и при этом они стали более отдаленными от своих соотечественников дома. Сегодняшняя популистская реакция - признак этой фрагментации.
Основная часть работы, необходимой для исправления внутренних экономических и политических систем, должна выполняться дома. Устранение экономических и социальных разрывов, вызванных гиперглобализацией, потребует восстановления первенства на внутреннем уровне в иерархии политики и понижения международного уровня. Наибольший вклад, который мировая экономика может внести в этот проект, состоит в том, чтобы обеспечить, а не обременять это исправление.
переклад: Ермолаев Дмитрий, главред.
джерело