Сделаем шаг в сторону, чтобы подробнее поговорить о стратегии – категории, априорно предполагающей, что эффект действия развивается не по прямой линии, а тактические успехи не всегда приводят к победе. Поэтому следует определить оптимальный и в то же время реальный маршрут к генеральной цели, т.е. вычертить дорожную карту. Данный термин утвердился в разных областях практики после Первой мировой войны, когда войскам, сражавшимся в пустыне, чтобы переместиться из точки А в точку Б, порой приходилось идти сложным путем, двигаясь от оазиса к оазису, переходя от источника к источнику, поскольку самый короткий, прямой маршрут был бы гибельным.
Эволюционные стратегии существенно разняться, будучи зависимы от подлинных намерений субъекта. Можно выделить четыре-пять типологических версий, которые заметно отличаются друг от друга. Между тем в одной исторической ситуации они проявились вместе и ярко, что в общем-то удивительно. Это как странная географическая со-организованность геоэкономического универсума с упорядоченным распределение экономических зон по планете. Чего вроде бы могло и не быть, но так есть. Аналогичным образом в годы Второй мировой войны сумма эволюционных доминант оказалась упорядоченно распределенной среди основных ее участников.
Об этом, однако, позже. Сначала посмотрим, о каких эволюционных стратегиях идет речь: «викария из Брэя», «красной королевы», «полифонического резонанса», «черепахи» и стоящая особняком – «культура смерти».
Викарий из Брэя – фигура несколько анекдотичная, он вроде бы жил в Англии во времена, когда сменяли друг друга протестантские и католические монархи, а религиозные деятели периодически оказывалась в сложном положении. Викарий же особенно не рефлексировал, и, когда изменялась ситуация, менял конфессию, проходя персональный жизненный путь достаточно эффективно: преодолевая обстоятельства и получая бенефиции. Это была его эволюционная стратегия выживания, вредившая, правда, имиджу корпорации, представителем которой являлся.
Образ для атакующей стратегии «красной королевы» взят из «Алисы в Зазеркалье» [Adami 1995]. Тут важен знаменитый разговор, когда Алиса говорит, мол, в нашем мире, если долго бежишь, непременно попадешь в другое место, слыша в ответ «милочка, в нашем же мире бежать нужно, чтобы оставаться на месте, а чтобы достичь цель, нужно бежать вдвое быстрее». Разница между стратегиями Викария и Королевы в том, что первая результативна в индивидуальном плане, вторая – в корпоративном.
Третья стратегия – «полифонический резонанс». Это сильная стратегия, чей некоторый аналог – гипотеза морфогенетического резонанса Руперта Шелдрейка [Sheldrake 1988]. Ученый сформулировал ее, размышляя над двусмысленным «эффектом сотой обезьяны»: если обезьянки в одном районе принимались в массовом порядке обмывать бататы, то в других, даже отделенных естественными преградами, через какое-то время мог начаться аналогичный процесс [Blair 1975]. Полифонический резонанс – явление, когда социокультурная концептуалистика реализует себя как вирусная стратегия, создавая поле взаимодействий, реорганизующее ментальность и поведение внешних акторов. И, таким образом, изменяет жизнеустройство.
Наконец, четвертая – «стратегия черепахи», связана с такой категорией, как «гештальт». Известна апория об Ахиллесе и черепахе. На данном сюжете, оставляя в стороне казуистику Зенона, демонстрировалась, однако, и более релевантная практике стратагема (один из претендентов на авторство – Мстислав Келдыш). Да, черепаха, безусловно, обгонит Ахиллеса, но при одном условии: если будет двигаться в правильном направлении, а Ахиллес в неправильном. Интерес к данной стратегии (учет смысловых взаимодействий, синхронистичности и когерентности с направлением бытийности [Jung… 1955]) – тренд последнего времени, поскольку эффективность «правильной ориентации» (своего рода футур-дорожной карты) сопряжена с ее тактической алогичностью из-за неочевидных запретов, переучетом ценностей, трудностью ориентации на заметно иную линию горизонта вплоть до метафизических пределов. Соавторство с оппонентами сменяется диалогом (резонансом) с историей, точнее с ее идеальным конструктом, выявляя доминантные вектора в ситуациях и прогнозах. Сейчас эффективность подхода лучше осознается из-за переусложнения практики, проблем с комплексной сборкой и возросшей роли нематериальных активов.
Следует упомянуть и пиковую даму в колоде: «культуру смерти», когда нормой является искажения, фрагментация, хаотизация, разрушение, а конечной целью – самоуничтожение. С леммингами такое вроде бы случается, но проблема глубже. Деструкция при этом рассматривается как универсальная практика, сопряженная с развитием соответствующего инструментария, включая смерть как неотчуждаемый от человека ресурс и его специфическую уязвимость. Это лишь часть общей картины.
Вот теперь, чтобы закрепить примерами аналитику, обратимся к периоду Второй мировой войны. Четыре основных персонажа тех событий мыслили и действовали различным образом, знание же их доминантных стратегий позволяет отчасти понять логику некоторых странных на первый взгляд действий. Представитель стратегии «викария из Брея» – Сталин: оппортунист, который на волне общего перерождения
режима менял в стиле политического серфинга платформы в зависимости от персональной ситуации. Он мог быть антитроцкистом и антибухаринцем, убедительным антифашистом и обличать критику «гитлеризма», планомерно усиливая позиции за счет конъюнктурной ревизии курса и снижения качества популяции. Отложенные убытки корпорации, представителем которой он воспринимался, девальвировали и подрывали ее солидные нематериальные активы, что со временем привело к краху предприятия.
«Ферзь-Гитлер» был одержим идеей национально-расовой корпорации, реализуя соответствующую стратегию, наращивая эффективность ценой перманентных мобилизационных усилий, обретения и перераспределения ресурсов, рекомбинаций страт при ограничении индивидуального своеобразия. От сталинской стратегии ее отличает в числе прочего иная кадровая и социальная политика. Это не
pro или
contra идейного содержания, а управленческий анализ курса, за подробностями я бы отослал к работе Карла Полани «Великая трансформация» [Поланьи 2002], где разбирается генезис данной «направленной на разрушение… пагубной интеллектуальности».
Проводник стратегии «полифонического резонанса» – Рузвельт, выступал как политический дизайнер, исправляющий историю, проецируя на мир определенную социальную матрицу, замыслив и осуществляя по мере возможностей своего рода глобальное модернизационное терраформирование. (Правда, при замене в прописи батата, скажем, на гранату, результаты моделирования процесса могут насторожить.)
Стратегия «черепахи» обрела протагониста в Черчилле, ставшего символом общества, увязывающего при угрозе образу жизни реализм практики и категоричность результата с цивилизационными ориентирами и персональным суверенитетом. Эта синергийная стратегия сопрягается в целом (как ни удивительно) с мотивациями предыдущего кабинета. История была на их стороне. Чемберлен и Черчилль – разные стороны, но одной медали, и если гитлеровская стратегия создавала динамичную, однако механистичную, обезличивающую корпорацию, то стратегией «британской короны» было «жестоковыйное» удержание миропорядка и про-личностного строя. Речь также идет об искусстве обращения с нематериальными активами и линиях горизонта.
Эманации же «культуры смерти» –
антургении [Неклесса 2013: 16] в тот период можно уловить в мыслях и действиях фюрера в последние дни Третьего рейха и, отчасти, в искрах жертвенного самоуничтожения на закате милитаристской Японии, хотя более яркие примеры дает практика современного «шахидизма», но не только.