Для того, чтобы понять, чего Евросоюз лишается в плане возможностей и авторитета интеграции, полезно обратиться к документам той поры, когда Великобритания пополняла ряды участников Сообщества. Уже на стадии переговоров было ясно, что её вступление не будет простым актом географического расширения. "Шестёрка" приобретала ценные политические активы, ощутимо повышала свой вес в международных делах. Об этом красноречиво свидетельствуют материалы первой встречи глав государств и правительств ЕЭС, организованной по инициативе двух лидеров Франции и Еермании - Жоржа Помпиду и Вилли Брандта. ЕІоскольку в 1968 г. Сообщества выполнили план создания таможенного союза, настало время определить дальнейшие стратегические направления интеграции. На очереди стоял вопрос о формировании собственных ресурсов Сообществ и валютного союза.
Саммит открылся 1 декабря 1969 г. в Гааге. На второй день в залы заседаний пригласили представителей Комиссии ЕЭС. В итоговом коммюнике саммита сообщалось, что "Европейские сообщества остаются изначальным ядром, из которого возникло и развилось европейское единство". Вступление новых стран, "безусловно, поможет Сообществу вырасти до размеров, ещё более соответствующих современному уровню развития экономики и технологий" [The "Summit Conference", 1969, point4]. Комиссия называла предстоящее расширение "существенным фактором в создании Европы", призывала к скорейшему началу переговоров со страна- ми-кандидатами и подтверждала свою установку на параллельное укрепление и расширение Сообщества [European Commission, 1969: 3-4].
Первое расширение рассматривалось лидерами ЕЭС как шанс изменить расстановку сил в условиях биполярного противостояния, когда повестку дня определяли две сверхдержавы - США и Советский Союз. Теперь, по словам Ж. Помпиду, у Западной Европы появлялся шанс "вернуть средства влияния" и заявить о себе в полный голос "во всех сферах мировой политики" [Pompidou, 1969]. Предельно ясно высказался В. Брандт: "Сообщество должно выйти за пределы "шестёрки", если оно хочет экономически и технологически противостоять сверхдержавам и выполнять свои обязательства по всему миру". И далее: "в любом случае... без Великобритании и других стран, которые подали заявки на членство, Европа не может стать тем, чем должна и может быть" [Brandt, 1969]. Именно с Еаагского саммита страны ЕЭС начали именовать себя Европой. До этого в официальных документах использовались названия "ЕЭС", "Сообщества" и "шестёрка". Знак равенства между Европой (а под ней подразумевалась Западная, то есть "демократическая" Европа, в противовес "недемократической" Восточной Европе) и ЕЭС никогда не ставился. Смысловая экспансия стала возможной благодаря присоединению большой и высокоразвитой Великобритании, которая одновременно покидала созданную ею же конкурирующую группировку - Европейскую ассоциацию свободной торговли.
Членство Великобритании, традиционного и близкого партнёра США, придавало Сообществу дополнительный политический вес. Великобритания, Ирландия и Дания, напомним, вступили в ЕС 1 января 1973 г., а 24 апреля госсекретарь США Е. Киссинджер призвал партнёров заключить "Новую Атлантическую хартию". Соединённым Штатам предстояло выполнять функции политического лидера всего Запада, а Западной Европе - играть второстепенную, подчиненную роль. Официальный Брюссель встал на дыбы. Комиссия недвусмысленно осудила мессианские притязания Вашингтона. "Девятка" отстояла право на внешнеполитическую идентичность, что было бы крайне трудно или невозможно сделать без поддержки Лондона.
Согласно официальной позиции, после выхода из ЕС Великобритания намерена играть роль глобальной державы, хотя, по мнению экспертов, она останется в категории "средней державы" [Murray, Brainson, 2019]. Как бы там ни было, Евросоюз более не сможет использовать британский ресурс в своей внешней политике. На Великобританию перестают распространяться принципы Общей внешней политики и политики безопасности. Очевидно Великобритания будет проводить собственную линию в отношении регионов, с которыми она связана историческими узами и стратегическими интересами, такими как Китай, Индия, Ближний Восток.
Вероятны подвижки в рамочном диалоге ЕС со странами Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона. Некоторые из них прежде были зависимыми территориями Великобритании, в том числе: Ботсвана, Гамбия, Гана, Гайана, Кения, Лесото, Малави, Нигерия и Судан с общим населением 350 млн человек. Все они подключились к системе преференциальных соглашений с ЕЭС после того, как в Великобритания вошла в Сообщество. Срок ныне действующего между сторонами Договора Котону истекает в декабре 2020 г. Захотят ли страны ЕС-27 и дальше оказывать помощь "чужим" беднейшим государства, где они будут сталкиваться с интересами Великобритании и её компаний - большой вопрос.
Брекзит ещё больше затрудняет определение европейской идентичности и ментальных границ Европы. Для обычного человека совершенно очевиден исключительный вклад Великобритании в мировую культуру и, прежде всего в литературу. Многие образы, созданные Шекспиром и его соотечественниками от Джонатана Свифта до Бернарда Шоу, прочно вошли не только в европейский менталитет, но и в ежедневный речевой обиход, стали неотъемлемой частью политического дискурса. Теперь же любые упоминания о Еамлете или Шерлоке, привычные аллюзии на "Робинзона Крузо", "Гулливера", "Алису в стране чудес" или "Пигмалиона" - станут политически чувствительными. Перед спикерами ЕС возникнет неприятная альтернатива: либо аккуратно вырезать из своих выступлений всех Оливеров Твистов и Белых Кроликов (как некоторые разведенные супруги удаляют из семейного альбома фотографии своих "бывших") - либо делать вид, что ничего не случилось, что Скрудж и Маугли остаются старинными гражданами Евросоюза. Но и в том, и в другом случае любой образованный европеец будет ощущать разницу между сузившимся в январе 2020 г. культурным пространством Европы - и претензией ЕС на то, чтобы быть распорядителем всей европейской мега-культуры.
Нетривиальная ситуация возникает вокруг английского языка. Как известно, первоначально официальные документы ЕЭС составлялись по-французски. Вступление в 1973 г. Великобритании и Ирландии мало повлияло на ситуацию. Английскому языку потребовалось не одно десятилетие, чтобы проникнуть в речевые практики европейских чиновников. Например, до конца 1987 г. протоколы заседаний Комитета управляющих центральными банками стран ЕЭС публиковались по- французски и по-немецки. На английский переводили только повестку дня заседаний. Английский сделался lingua franca европейской интеграции в 1990-е годы - под давлением глобализации и расширения ЕС.
После брекзита в объединении остается две страны, где английский язык является официальным - Ирландия и Мальта с общим населением 5 млн человек. Среди взрослого населения Евросоюза английский является самым распространенным иностранным языком, на нём могут вести беседу 38% людей. французским и немецким как иностранным владеет по 11-12% взрослых. При этом почти половина граждан Евросоюза (46%) не говорит ни на одном другом языке, кроме родного [European Commission, 2012: 7-11]. Органам Евросоюза придётся и дальше использовать английский в качестве языка международного общения, тогда как он не является родным для 99% граждан. Лучшим выходом был бы перевод материалов на все 24 официальных языка, включая такие редкие как эстонский или хорватский. Но это потребует колоссальных сил и средств, размеры которых выходят за пределы разумного. Другой вариант - использование французского и немецкого языков в качестве частичной замены английскому - привёл бы Евросоюз к ситуации Вавилонской башни.
Выход Великобритании пресекает однозначную до сей поры тенденцию географического расширения европейской интеграции. После эмоционально окрашенного восточного расширения Евросоюза современники наблюдают его западное сужение. Если негативный исход британского референдума дал повод говорить о крахе "идеологии постоянного и неуклонного развития интеграции" [Кавешников, 2016: 24], то состоявшийся брекзит снял табу с рассмотрения европейской интеграции сквозь призму стандартных законов логики. Практическое подтверждение получил выдвинутый ранее тезис о циклическом, неравномерном ходе интеграционного процесса, когда "приливы" сменяются "отливами" [Байков, 2012: 30-31]. Раньше подобный цикл виделся как смена периодов роста и застоя, теперь же под низшей точкой понимается не торможение, а регресс. Недаром специалисты заговорили о гипотетической деконструкции Евросоюза, а в политический лексикон вернулось слово "дезинтеграция".