ТОРГОВАЯ ВОЙНА ТРАМПА

foreignaffairs
- неправильный способ конкурировать с Китаем
Фокус на обновление, а не протекционизм
Томас Донилон

американский юрист. Советник по нацбезопасности президента США (2010-2013)

Конкуренция между Соединенными Штатами и Китаем сохраняется. Но администрация Трампа привносит в конкурс неправильные инструменты, применяя тупую торговую тактику, напоминающую девятнадцатый век, вместо того чтобы разрабатывать стратегию, позволяющую Соединенным Штатам оставаться мировым экономическим и технологическим лидером в двадцать первом. Оборонительный протекционизм не решит проблему Китая; только внутреннее возрождение может сделать это. Восстановление глобального положения Соединенных Штатов и оживление их экономики потребуют амбициозной стратегии, которая не зависит исключительно от изменения поведения Китая, а от подготовки Соединенных Штатов к конкуренции.

После паузы в торговой войне в начале этого года цикл эскалации возобновился. В последние несколько месяцев Белый дом повысил тарифы на китайский импорт на сотни миллиардов долларов и объявил санкции против китайского телекоммуникационного гиганта Huawei. Китай отреагировал на собственные тарифы и сейчас готовится к затяжному экономическому конфликту.

Администрация Трампа права в том, что высокотехнологичный меркантилизм Китая угрожает экономической конкурентоспособности США и национальной безопасности. Китай стремится заменить США в качестве мирового лидера в нескольких высокотехнологичных секторах. Администрация Трампа также права, что Соединенные Штаты должны отступить. Но до сих пор Соединенные Штаты не ответили достаточными амбициями.

Тарифы всегда были плохим выбором, чтобы изменить поведение Пекина. В лучшем случае карательные меры администрации будут определять политику Китая на пределе, что даст американским компаниям чуть больше доступа к китайскому рынку и немного сократит торговый дефицит. Тем временем, однако, тарифы наносят ущерб бизнесу, потребителям и фермерам в США. Они отталкивают союзников США. И, предупреждают аналитики, они увеличивают риск глобальной рецессии.

Есть лучшее решение. История предлагает план: самым сильным ответом Соединенных Штатов на вызовы в области внешней экономики и технологий всегда были инвестиции в себя. Когда в 1957 году в Советском Союзе был запущен первый в мире искусственный спутник «Спутник», Соединенные Штаты отреагировали принятием Закона об образовании в области национальной обороны, который преобразовал все уровни науки и математического образования, резко увеличил федеральное финансирование фундаментальных исследований и разработок, а также создал NASA и DARPA, которые поддерживали развитие многих технологий, которые питают современное общество. Сегодня технологический прогресс Китая - более серьезная угроза первенству США, чем когда-либо представлял Советский Союз - должен вызвать аналогичный ответ.
Си Цзиньпин и В.Путин в Пекине, июнь 2018
ЛИНИИ БИТВЫ
Недостаток стратегии администрации заключается в том, что она слишком сосредоточена на Китае, и почти 0 на Соединенных Штатах. Недостающим элементом является оживление у себя дома. Вместо того, чтобы устанавливать пошлины на китайские товары, Соединенные Штаты должны инвестировать в науку, технологии, образование и инфраструктуру; восстановить свой голос на ключевых ценностях; укрепление союзов США; и реформирование иммиграционной системы для привлечения предпринимателей и квалифицированных работников завтрашнего дня.

Правильная стратегия будет начинаться с возвращения науки и техники в центр разработки политики. Администрация Трампа, больше чем любая другая в современной истории, намеренно уменьшила роль науки в правительстве (прим.ред.: в учет видимо не брался более плачевный украинский опыт с десайнтификацией). Когда в ноябре прошлого года федеральное правительство выпустило обязательную Национальную оценку климата, президент отклонил ее. Администрация пренебрегла или распустила давние научные комитеты по всему правительству, включая JASON, ведущую внешнюю научную консультативную группу Министерства обороны.

Эти действия близоруки. Правительство США долгое время играло важную роль в разработке новых технологий, от революционных достижений в медицине до микрочипов, используемых в iPhone. Как показывают экономисты Джонатан Грубер и Саймон Джонсон в своей новой книге «Начни Америку», государственные инвестиции в науку принесли большую отдачу, подпитывая самые сильные периоды экономического роста в США. Например, из каждых 10 миллионов долларов государственного финансирования, выделяемого Национальным институтам здравоохранения, для частного сектора было получено дополнительно 30 миллионов долларов.

Но амнезия об этих достижениях началась. Государственные расходы США на НИОКР неуклонно снижались как доля ВВП, с примерно двух процентов в 1960-х годах до всего лишь 0,7 процента сегодня. В последнем бюджете Трампа предлагается сократить миллиарды долларов на финансирование научных и медицинских исследований. В прошлом Конгресс мудро отклонял подобные сокращения и в прошлом году одобрил самое большое увеличение финансирования НИОКР за десятилетие. Но Соединенные Штаты нуждаются в гораздо большем скачке в поддержке НИОКР, если они хотят идти в ногу с Китаем. В период с 1991 по 2015 год Китай увеличил свои расходы на НИОКР в 30 раз, в среднем увеличивая каждый год с 2000 года на 18 процентов.
В результате, по оценкам Национального научного совета, Китай, возможно, обогнал Соединенные Штаты в качестве мирового лидера в расходах на исследования в прошлом году, а если нет, то это будет сделано в ближайшее время.
Подобно тому, как управляемая правительством космическая гонка зажгла золотой век технологического развития США, новая национальная программа фундаментальных исследований и разработок может восстановить технологическое лидерство Соединенных Штатов. Действуя в одиночку, частный сектор вряд ли будет внедрять инновации в таких масштабах и со скоростью, которые необходимы для конкуренции с Китаем, который выделяет значительные государственные ресурсы для таких самодельных проектов, как квантовые вычисления, искусственный интеллект и биотехнологии. Также нельзя полагаться на частные фирмы, которые, естественно, сосредоточены на более узких коммерческих целях, для осуществления дальновидных инвестиций в основные НИОКР - инвестиций, которые могут не принести прибыли в следующем десятилетии, но которые станут основой для следующего поколения технологий. Только благодаря большей федеральной поддержке и развитию партнерских отношений между государственным и частным секторами Америка может вести разработку новых технологий.

Соединенные Штаты также должны делать гораздо большие долгосрочные инвестиции в образование. Вместо того, чтобы восполнять дефицит в обслуживании снижения налогов, который усугубит неравенство, федеральное правительство должно сосредоточиться на инвестициях, которые приносят ощутимую прибыль. Как писал президент Массачусетского технологического института Рафаэль Рейф, для того, чтобы противостоять технологическому превосходству Китая, необходимо поддерживать уникальный актив Соединенных Штатов: «большое количество первоклассных… университетов, которые проводят передовые исследования при долгосрочной федеральной поддержке». Готовящийся доклад Совета по международным отношениям мудро предлагает инвестировать дополнительно 10 миллиардов долларов в год в течение следующих пяти лет для поддержки технологических исследований в университетах.

Помимо разработки передовых технологий, Соединенным Штатам также необходимо опередить их разрушительные последствия. Роботы и искусственный интеллект уже начинают вытеснять рабочих и в конечном итоге трансформируют практически все отрасли экономики, от здравоохранения до транспорта. Недавнее исследование Брукингского института показало, что почти четверть американских рабочих сталкиваются с высоким риском потери работы из-за автоматизации в ближайшие десятилетия.
Правительство должно работать с частным сектором и образовательными учреждениями, чтобы подготовить американцев к воздействию новых технологий на рынки труда. Школы и университеты должны готовить студентов к тем работам, которые технология с наименьшей вероятностью избежит - по мнению Института МакКинси, к которым относятся критическое мышление, социальное взаимодействие и управление. Правильный переход к этой цели принесет гораздо больше пользы экономике и обществу США, чем торговые войны Трампа.
ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗРЫВА
Если Соединенные Штаты будут оставаться наиболее привлекательным местом в мире для инвестиций и инноваций, они должны будут модернизировать свою инфраструктуру. При президенте Дуайте Эйзенхауэре Соединенные Штаты приступили к осуществлению масштабного проекта общественных работ по созданию первой в стране национальной сети автомобильных дорог. Межгосударственная система автомобильных дорог принесла экономические дивиденды, которые укрепили страну в долгосрочной перспективе. Сегодня ухудшающееся состояние американских дорог, мостов, туннелей и аэропортов угрожает отбросить многие из этих достижений. По оценкам Американского общества инженеров-строителей в 2016 году, неспособность отремонтировать инфраструктуру США обойдется Соединенным Штатам в 3,9 трлн долл. США и 2,5 млн рабочих мест к 2025 году.

Соединенным Штатам уже давно пора принять вариант дорожного строительства Эйзенхауэра в двадцать первом веке, который позволит улучшить инфраструктуру страны и подготовить ее к эпохе скоростного железнодорожного транспорта, электромобилей и автомобилей с самостоятельным вождением. Поскольку администрация Трампа боролась за то, чтобы сделать легковые и грузовые автомобили менее экономичными, Китай продвигает электромобили, поощряя китайских водителей покупать их и строит энергосистему для поддержки их использования. Китай также приступил к проектированию инфраструктуры для лучшего обслуживания автомобилей с самостоятельным вождением, что может ускорить их развитие.

Будущие поколения американцев будут судить сегодняшних лидеров строго за упущение этого момента. Страна остро нуждается в новой и восстановленной инфраструктуре, экономика вступает в поздние стадии длительного восстановления, а процентные ставки исторически низкие, что делает заимствования дешевыми. Как недавно в этом журнале утверждали экономисты Лоуренс Саммерс и Джейсон Фурман, «долгосрочное структурное снижение процентных ставок означает, что директивные органы должны пересмотреть традиционный фискальный подход, который зачастую приводит к неоправданно ограниченным полезным инвестициям». Возможно, лучшего времени не будет осуществить масштабную инфраструктурную программу.

Соединенные Штаты также не в состоянии извлечь выгоду из своего статуса нации иммигрантов. Чтобы конкурировать с Китаем, Соединенные Штаты должны оставаться местом, которое талантливые иммигранты могут и хотят назвать домом. Соединенные Штаты давно пользуются демографическим преимуществом перед Китаем: отчасти из-за наследия политики в отношении одного ребенка население Китая сокращается и стареет, в то время как Соединенные Штаты продолжают расти. Но этот демографический край размывается. По оценкам Бюро переписи населения, рост населения США находится на 80-летнем минимуме. Демограф Уильям Фрей прогнозирует, что, поскольку у уроженцев Америки все меньше и меньше детей, иммиграция станет основным источником роста населения в предстоящие десятилетия. Иммиграция также стимулирует экономический рост, поскольку иммигранты, как правило, моложе коренного населения, имеют больше шансов на работу и зачастую более успешны, когда они это делают. Давний инвестор в технологии Мэри Микер недавно обнаружила, что более половины из 25 самых ценных технологических компаний страны были основаны иммигрантами первого или второго поколения.

Следовательно, враждебность администрации Трампа к иммиграции угрожает подорвать одно из самых важных преимуществ Соединенных Штатов. Будущая администрация должна изменить курс, приняв ряд реформ, которые приведут к появлению более талантливых иммигрантов и восстановят имидж Соединенных Штатов за рубежом как гостеприимного места для вновь прибывших.
ПРОБЛЕМА ОБРАЗА
Соединенным Штатам необходимо навести порядок в своем доме, но даже тогда они не могут действовать в одиночку в условиях глобальной экономической, технологической и военной конкуренции с Китаем.

Торговые войны Трампа оттолкнули ближайших партнеров США. Недавний опрос в Германии показал, что немецкая публика сейчас рассматривает Соединенные Штаты как менее надежного торгового партнера, чем Китай. Восстановление статуса Соединенных Штатов в мире крайне важно, поскольку только коллективный фронт может оказать давление на Пекин, чтобы он прекратил кражу интеллектуальной собственности и начал предоставлять иностранным компаниям более широкий доступ на китайский рынок.

Хорошим местом для начала следующего президента станет возобновление участия США в Транстихоокеанском партнерстве. Укрепление ТЭС с участием США станет основным средством проверки недобросовестной торговой практики Китая. Это будет сигнализировать Пекину, что он может формировать экономическое будущее Азии, только уважая интеллектуальную собственность, ликвидируя раздутые государственные предприятия и честно играя с другими странами. Решение Трампа отказаться от ТЭС, принятое в 2017 году, передало прямо противоположное сообщение, убедив китайских лидеров, что они могут удвоить старые способы ведения бизнеса без последствий.

Политика администрации Китая в отношении Китая отражает убеждение Трампа в том, что Китай давно пользуется преимуществами Соединенных Штатов, особенно в сфере торговли. Какими бы ни были достоинства этой позиции, реакция, направленная на изменение поведения Китая, крайне неадекватна. Первенство США было рождено не защитным протекционизмом, а созданием величайшего экономического двигателя в истории человечества. Опережать Китай - это гораздо больше о нас, чем о них.

переклад: Ермолаев Дмитрий, главред.
джерело
~
Сподобалась стаття? Подаруйте нам, будь-ласка, чашку кави й ми ще більш прискоримося та вдосконалимося задля Вас.) SG SOFIA - медіа проект - не коммерційний. Із Вашою допомогою Ми зможемо розвивати його ще швидше, а динаміка появи нових Мета-Тем та авторів тільки ще більш прискориться. Help us and Donate!
Ще матеріали за темою:
Made on
Tilda