Трамп развернул атаку на ЕС и на экономическом фронте. После повышения ввозных пошлин на алюминий и сталь, чему в Евросоюзе отчаянно сопротивлялись, в экспертных и политических кругах заговорили даже о том, что нынешняя американская администрация планирует, ни много ни мало, полномасштабную торговую войну с Европой.
Причем в первую очередь это ставит под удар именно Германию, а также - в несколько меньшей мере - Францию. Эти две европейские страны входят в рейтинг самых крупных производителей стали в мире. Причем Германия занимает (по данным на 2016 г.) седьмое место, Франция - 15.
А США - на четвертой позиции. Протекционистские мотивы Д. Трампа в данном случае абсолютно прозрачны. «И как известно, парень очень практичный», - замечал он в упомянутой выше автобиографической книге.
При этом реакция Евросоюза на столь неоднозначную внешнеторговую инициативу президента США на деле оказалась более чем сдержанной. ЕС ответил повышением пошлин на арахисовое масло и мотоциклы Нагley-Davidson, что с натяжкой можно назвать симметричной мерой. Теперь, после того как эти пошлины вступили в действие (с 1 июня 2018 г.), президент США угрожает Евросоюзу повышением экспортных акцизов на автомобили и запчасти вплоть до 20%. По мнению Д. Трампа, положение дел в автомобильной отрасли нельзя назвать справедливым.
На фоне этой риторики Вашингтон вдруг обратился к Берлину с весьма заманчивым предложением устами нового американского посла в Германии Р. Ереннела (уже успевшего прославиться рядом не вполне дипломатических высказываний). По данным газеты Handelsbaltt, посол пообещал руководству крупнейших немецких автомобильных концернов от имени президентской администрации США, что повышения автопошлин не будет, если ФРГ согласится на так называемый «нулевой вариант» - то есть полную взаимную отмену каких-либо акцизов вообще. При этом такая зона free-trade мыслится, по версии дипломата, в рамках некоего нового соглашения с участием крупнейших стран-автопроизводителей.
Несмотря на то, что Трамп-бизнесмен питает острую неприязнь к многосторонним сделкам, в данном случае это имеет определенный смысл. Ибо таким образом фактически будет создан глобальный союз государств, имеющих мощные автоконцерны, который будет диктовать собственные правила торговли, ценовую политику - вне зависимости от существующих форматов, таких как, к примеру, ВТО. Пока не ясно, пойдет ли на это немецкое руководство. Однако это явно свидетельствует, что искренняя любовь Д. Трампа к заключению сделок переживает свой «медовый месяц».
И это понятно. Несмотря на браваду лидеров ЕС, пока в обозримом будущем Союз не сможет обеспечивать свою безопасность и благосостояние без США. Ведь главный залог экономического развития Европы - международная торговля. А США - самый крупный партнер. При этом и перспективы экспансии Китая на европейский рынок тоже нельзя переоценивать - его емкость заметно меньше американского. Кроме того, вся международная торговля пока подразумевает доллар как основную резервную и расчетную валюту, евро так и не удалось заместить его.
Что касается непосредственно Германии, то страна во многом зависит от экспорта в США. Речь идет, прежде всего, о продукции автопрома (BMW, Mercedes, VW, Daimler).По экспертным оценкам, автомобильное производство дает стране до двух миллионов рабочих мест и служит главной бюджетообразующей экспортной отраслью.
Эту карту Д. Трамп активно разыгрывает, прицельно увязывая экономику с вопросами безопасности, тем самым фактически вынуждая крупнейшие экономики ЕС по максимуму вкладываться в поддержку собственной безопасности в рамках НАТО. Стоит вспомнить, как в преддверии визита А. Меркель в Вашингтон (когда она рассчитывала все же уговорить Д. Трампа не повышать акциз на европейские металлы) новый министр иностранных дел X. Маас убеждал министров государств-членов НАТО в том, что все суммы будут внесены в полном объеме. К слову, госсекретарь США М. Помпео упрекнул главу германской дипломатии, что ФРГ как ведущая экономика ЕС могла бы платить и больше минимального порога.
Как ни парадоксально, на фоне заверения своих партнеров по ту сторону Атлантики в абсолютной приверженности союзническим обязательствам в рамках НАТО, в ЕС начали задумываться о создании исключительно европейской системы безопасности и обороны. Стоит вспомнить, что более 20 государств Евросоюза в декабре 2017 г. подписали меморандум о присоединении к Постоянному структурированному сотрудничеству по вопросам обороны - PESCO. Документ призван помочь ЕС получить больше военной самостоятельности. О PESCO европейские СМИ говорили фактически как о революции в единой оборонной политике ЕС. Но и здесь прорыва не предвидится. Во-первых, сама структура официально призвана стать «взаимодополнением усилий НАТО».
А во-вторых, с 1950-х гг. в тех или иных формах в рамках ЕС появлялись собственные военные структуры, которые существовали лишь формально или же вовсе не выходили за рамки концепций. Уместно вспомнить идею Европейского оборонительного сообщества (ЕОС), предложенную французским премьером Р. Плевеном в 1950 г., Западноевропейский союз, созданный в 1948 г. с целью «организации системы коллективной обороны» и тихо канувший в Лету в 2010-м. Сегодня существуют малочисленные и с очень размытыми функциями, дублирующими натовские миссии - подразделения Eurocorps и EUFOR. И, судя по всему, еще одной структурой в ряду существующих станет PESCO.