3.15 Гражданское общество, социальный капитал и коллективное лидерство
В 1 главе этой книги (раздел 1.10) ООН была изложена повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В основном она состоит из 17 целей устойчивого развития (SDG). В реальном мире бизнеса и связанной с ним политике приоритет, безусловно, будет отдан экономическим и социальным целям, что поставит под угрозу здоровую стабилизацию климата, океанов и биоразнообразия (SDG 13-15). Чтобы сбалансировать этот перекос, используя язык программы действий на 2030 год, цели устойчивого развития должны быть тесно взаимосвязаны и должны рассматриваться как единое целое.
В то время как правительства и предприятия имеют свою собственную политику и слишком часто удовлетворяют интересы заинтересованных сторон, гражданское общество может играть важную роль в стремлении к трансформации устойчивости. С другой стороны, одно лишь гражданское общество с этим не справится. Эти проблемы сложны, системны и широки; так что только благодаря сотрудничеству всех секторов, можно провернуть подобное изменение.
Мэри Калдор определяет гражданское общество как
«процесс, посредством которого индивиды проводят переговоры, спорят, борются или соглашаются друг с другом и с центрами политической и экономической власти». Она описывает, как изменились роли и значение гражданского общества с течением времени — начиная с движений в Южной Америке и Восточной Европе, противостоящих военизированным режимам, и перечисляя определения, наиболее часто используемые в настоящее время для описания глобального гражданского общества. Но можно также глубже вникать в историю и расширять эти определения, включая профсоюзы, аболиционистов, суфражисток и многих других. Такое определение организаций гражданского общества (ОГО), включающее социальные движения, связанные с более справедливыми и равными распределениями власти, более исторически корректно.
С другой стороны, доверие, солидарность, сотрудничество и мысли об устойчивости не обязательно доминируют в широком спектре ОГО. Следует также обратить внимание на нежелательные результаты успешных движений граждан. В течение первого года «арабской весны» или около того комментаторы по всему миру отметили эту привлекательную новую функцию в некогда авторитарном и жестком месте. Но энтузиазм угас, когда шли захваты сперва со стороны группировки «ИГИЛ» («исламское государство»), а потом со стороны новых авторитарных режимов, разразились гражданские войны, а Ближний Восток превратился в проблемную область номер один в мире.
Следует также признать, что популистские движения, в том числе радикальные правые, приняли коммуникационные методы гражданского общества. Агрессивные движения развили навыки использования этих средств массовой информации для агрессивной пропаганды. Помните, что это злые эмоции, которые, скорее всего, станут вирусными в социальных сетях.
Во времена, когда «альтернативные факты» стали концепцией аргументации для обозленных людей, существует настоятельная необходимость противовеса тому, что Мэри Калдор называет «политическим переговором» с публичной и «добродушной» беседой. Эта беседа требует разума и чувствительности, а не только противоречивых интересов и страстей. Она обеспечивает прочную основу для создания
социального капитала, который, по мнению Фрэнсиса Фукуямы,
существует, когда абстрактная идея «отношений» заменяется фактическими, совместными и коммуникативными отношениями между двумя или более людьми. Это создает социальный капитал, который, в свою очередь, порождает такие концепции, как доверие, сетевое общество и гражданское общество. Именно эта открытость к неопределенности и способности поддерживать совместную встречу друг с другом позволяет наилучшим образом осуществить большие изменения в системе.
3.15.1 Общественный разговор: концепция гражданских ассамблей
Установление «добродушной» беседы с целью привлечения граждан к публичным дебатам является первым и важным шагом на пути к новому пониманию реинтеграции граждан в общественную сферу.
Современные демократии развились в элитарные системы, которые в последнее время вызвали сильные контр движения тех людей, которые остались без внимания. Выборы Brexitа и Трампа — два самых ярких примера. Однако очень распространенная ошибка здесь состоит в том, чтобы путать необходимость публичных дебатов с требованиями прямого принятия решений — последнее слишком часто приводит к неформальной практике голосования и вообще не содержит информативных и прозрачных дебатов. Референдумы (или выборы аналогичным образом) часто приводят к извращенным решениям, которые не принесут благо ни обществу в целом, ни тем, кто голосовал за них. Поэтому необходим реальный общественный разговор, в котором люди чувствуют себя причастными и представленными, но в первую очередь информированными.
Впечатляющим примером коллективной дискуссии, допускающей такой разговор, является Гражданская ассамблея Ирландии, введенная в 2012 году. Граждане выбираются случайным образом для участия в обсуждении тем и предоставления информированной рекомендации своему парламенту для принятия решений.
Политики могут изучать потребности своих граждан, их страхи и желания. Граждане, в свою очередь, не исключены из процесса, и при этом не чувствуют, что их внезапно бросили в незнакомую среду, попросив проголосовать за то, о чем у них никогда не было возможности сформировать свое мнение. В случае Ассамблеи граждан участники могут формировать свое мнение, когда они учатся, обсуждают и обмениваются аргументами. Дело Ирландии строится по той же логике, что и Гражданское жюри Неда Кросби в Соединенных Штатах и Planungszelle (досл. кабинет планирования с немецкого) Питера Динэля, обе концепции были разработаны в 1970-х годах. Они основаны на необходимости внедрить граждан в процесс принятия решений и процессов планирования — и все это они делают путем выборов, в том числе и выбора присяжных. Это приближает такие процессы к часто цитируемым истокам демократии в Древней Греции, где политики, также, избирались жребием, а не голосованием. Этот факт отсутствовал в эволюционном процессе современных демократий. Это важное различие позволило политической арене превратиться в нечто совсем отделенное от общества. Сегодня, по-видимому, демократические методологии, такие как референдумы, широко используются популистскими движениями, чтобы давать ложные обещания, что такие быстрые, неразборчивые действия дадут «власть народу».
3.15.2 Создание социального капитала: сотрудничество с несколькими заинтересованными сторонами
Осведомленные публичные дебаты обеспечивают хорошую основу для активного гражданского общества; но этого недостаточно для решения текущих мировых проблем, учитывая их сложность.
Когда речь идет о переносе дисфункционального мирового направления на более функциональный, никто — ни гражданское общество, ни политика, ни бизнес — не смогут добиться единого решения. Вместо этого каждый из заинтересованных лиц должен внести свой вклад, свои знания. В то же время организационные культуры гражданского общества, правительств и бизнеса сильно различаются, так же как и их действующие культуры. Важно, чтобы все три лагеря признали, что они действуют отдельно друг от друга, и что то, что происходит вне сферы, которую они знают, не должно автоматически рассматриваться с подозрением. Именно благодаря объединению этих трех взаимосвязанных систем можно создавать новые формы социального капитала. Сотрудничество с участием многих заинтересованных сторон открывает путь для инноваций и сотрудничества, необходимых для развития гражданского общества, бизнеса и правительства в направлении взаимной поддержки на пути обучения.
Сотрудничество с участием многих заинтересованных сторон должно характеризоваться наличием этих аспектов:
- Несколько участников, часто с конфликтующими интересами, которым необходимо согласовать совместный подход к улучшению.
- Эффективность сотрудничества зависит от привлечения к совместному подходу решения проблемы участников, которые в обычной ситуации не стали бы работать вместе
- Многомерные проблемы, как правило, требуют решений, которые обычно сложны, запутанны и даже хаотичны — из-за непредвиденных рыночных или политических влияний.
Сотрудничество с участием многих заинтересованных сторон является системным подходом и само сотрудничество как таковое можно рассматривать как сложную, но целенаправленную попытку повлиять на социальные изменения. Оно может изменить или перестроить существующие социальные условия и преодолеть организационные ограничения. Лидерство в этом контексте является совместным творческим процессом, который часто начинается с небольшой группы преданных своему делу инициаторов и направлен на глубокие коллективные изменения.
Даже самые большие видения изменений бесполезны, если принимать меры готово недостаточное количество заинтересованных сторон. Поэтому эффективные средства решения проблемы требуют достаточного участия заинтересованных сторон — сильных и менее влиятельных, влиятельных и пострадавших.
Сознательное сотрудничество — создание временной или прочной системы субъектов с участием многих заинтересованных сторон — способ создания жизни. Будущее, ориентированное на людей и на состояние планеты, требует от нас создания множества таких взаимодействий.
3.15.3 Случай коллективного лидерства: Общий кодекс кофейного сообщества
Автор Петра Кюнкель использует Общий кодекс сообщества кофе (4C) в качестве примера установки с участием многих заинтересованных сторон, с подходом «коллективного руководства». В качестве навигационного инструмента для планирования процесса использовалось то, что называлось компасом лидерства (Рисунок 3.18).
4C разработал межсекторальное партнерство между тремя группами заинтересованных сторон — торговлей кофе и промышленностью, организациями производителей кофе и международными организациями гражданского общества. Ассоциация 4C является замечательным примером создания глобального сообщества, которое объединило усилия для улучшения социальных, экологических и экономических условий для тех, кто зарабатывает себе на жизнь с помощью кофе. Важнейшими улучшениями были применение кодекса поведения, механизмов поддержки для фермеров и системы проверки.
Инициатива 4С, как и многие другие инициативы с участием заинтересованных сторон, прошла через четыре разные фазы. Несмотря на то, что важно сохранить в здоровом балансе шесть измерений компаса коллективного лидерства на протяжении всего процесса, каждый этап требует разницы в фокусе (Рисунок 3.18).
Этап 1 (подготовка системы сотрудничества) касался формирования идеи в диалоге, понимания контекста и включения инициативы с участием многих заинтересованных сторон. В инициативе 4C основное внимание уделялось созданию доверительных отношений, проверке существующего и возможного будущего сотрудничества. Использование компаса для планирования и управления процессами помогло заинтересованным лицам из всех секторов оставаться в диалоге ведущемся по поводу первоначальной идеи влияния на основной рынок в сторону большей устойчивости. Поскольку люди неоднократно встречались для сотрудничества по аналогичным вопросам и конкретным темам в отношении кофе и устойчивости, идея разработки единого стандарта постепенно стала укореняться. Несмотря на проблемы и отсутствие легких ответов, эта инициатива нашла поддержку во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки. Люди поняли, что существует реальный шанс оказать структурное влияние на дисбалансы, которые являются частью производства кофе.