4 марта 2019 г. на сайте Елисейского дворца было опубликовано обращение президента Франции к гражданам Европы. На следующий день оно вышло в 28 ведущих газетах Евросоюза. Э. Макрон пошёл на беспрецедентный шаг, означающий, по сути, вмешательство во внутренние дела других стран - участниц ЕС и в начавшуюся избирательную кампанию в Европарламент, поскольку он, как официальное лицо, обращался не к правительствам, а напрямую к гражданам, воскрешая тем самым идею народного суверенитета, утвердившуюся в ходе Великой Французской революции.
Неслучайно в размышлениях Э. Макрона противопоставляются безответственность популистски настроенных элит, не пренебрегающих ложью, что, по его мнению, наиболее очевидно в выходе Великобритании из ЕС, и реакция «на [реальные] потребности народов в защите». Последнее, убеждён президент, должно характеризовать поведение ответственных элит. В таком противопоставлении имеется опасность разделения Евросоюза на «хороших» и «плохих» и допускается отказ от сотрудничества с теми, кто не собирается учитывать реальные потребности народаов или будет препятствовать волеизъявлению. Причем никаких иных вариантов, кроме вывода «Национальная изоляция ничего не может предложить, она означает отказ от любой перспективы», Э. Макрон услышать не собирается.
Без внимания экспертов, к сожалению, осталась принципиальная, на наш взгляд, мысль французского президента, которую он завуалировал в вопрос: «Какая страна способна одна защищаться от агрессивных стратегий крупных держав?». Э. Макрон задумывается над постепенным видоизменением в общественном сознании содержательного наполнения «концепции великой нации», величие которой в настоящее время должно среди прочего состоять в способности не лидировать, а успешно (со)участвовать в реализации европейского проекта. В этой связи Э. Макрон признаёт статус-кво опасным, пишет именно о проекте и, страхуясь от потенциальных трудностей, о его постоянном изменении.
Хотя формально президент обращается ко всем гражданам ЕС, именно французам предлагается новая национальная идея - спасение европейской цивилизации, за что они уже частично и проголосовали на выборах 2017 г. «Наш континент, - констатирует Э. Макрон, - стоит на перепутье... [и] мы вместе должны по-новому, в политическом и культурном смысле, найти оформление нашей цивилизации...», что немыслимо без конкретных институциональных предложений, которые по непонятным причинам многие комментаторы и эксперты отнесли к французскому стремлению всё отрегулировать. Объяснение упоминания новых органов следует искать в попытке французской стороны объединить солидерство и соучастие в европейском проекте.
Э. Макрон предлагает защищать демократию, создав соответствующее европейское агентство, которое получило бы право «направлять в каждое государство-член... экспертов», способных отразить «хакерские нападения и не допустить манипуляций» выборами. Он высказался также за запрет «финансирования европейских политических партий иностранными государствами», за более активную борьбу с «комментариями в Интернете, содержащими ненависть и насилие», за принятие новых правил для шенгенской зоны со строгим пограничным контролем, с «общей политикой по предоставлению убежища» и «совместной пограничной полицией и европейским ведомством по убежищу», находящимися под надзором «Европейского совета по внутренней безопасности».
Французский президент настаивает на предельно чёткой фиксации целей Евросоюза в сфере обороны, что, по его мнению, потребует заключения нового договора, в котором содержались бы «обязательства, касающиеся обороны и безопасности», а именно: «повышение военных расходов, возможность применения формулы совместной обороны, создание Европейского совета безопасности» с Великобританией.
Всё это существенно усиливает традиционное африканское направление внешней политики Франции, которому Э. Макрон в рамках подписания «Пакта во имя будущего» и включения в него принципа «общности судеб» со странами Африки, намеревается придать европейский характер.
Французский президент хочет защищать Европу и посредством реформирования конкурентной и торговой политики. Желательным для него стали бы наказание или запрет деятельности «предприятий... которые подрывают наши стратегические интересы и наши основные ценности... стандарты по охране окружающей среды, защите данных и уплате налогов в разумном объёме». Европейский протекционизм должен быть распространён на «стратегические отрасли и на общественные заказы». В этом контексте следует понимать известную инициативу президента в отношении глобальных интернет-корпораций и образования Европейского инвестиционного совета, который финансировал бы проекты, связанные с искусственным интеллектом.
Стремясь избавиться от имиджа технократа, Э. Макрон высказывается за единые «социальные гарантии» и «европейскую минимальную заработную плату». Тем самым он, по всей видимости, не прочь возглавить движение по защите прав лиц наёмного труда.