Имеются все основания согласиться с оценкой, что в 2018 г. китайско-американские отношения перешли от длившегося около 40 лет сотрудничества к соперничеству и противоборству. Набирающая обороты беспрецедентная по масштабам торговая война, начатая администрацией Д. Трампа против Пекина -одно из серьёзных тому подтверждений. При этом представляется важным подчеркнуть следующее. На наш взгляд, указанное качественное изменение двусторонних отношений было подготовлено закономерностями предшествующего периода развития и стало логичным, даже неизбежным результатом изменения соотношения мощи и степени влияния двух сверхдержав в современном мире.
Как известно, в политическом истеблишменте и китаеведении США особенно в последние десятилетия постоянно противоборствовали два основных подхода в отношении кардинального вопроса, каким образом воспринимать «мирное возвышение Китая»: как возможность или как угрозу своим национальным интересам. Факторов, влияющих на оценки американских политологов в рамках отмеченной дилеммы, всегда было много. Среди главных из них можно выделить следующие: завышенные ожидания «романтиков», полагающих, что в результате политики вовлечения и широкого многостороннего сотрудничества Китай в конечном итоге пойдёт по пути западной модели либерализации, распространяя практику глубоких реформ с экономической сферы на политическую, что должно было бы привести к ослаблению позиций КПК, возникновению многопартийности и т.д. Сторонники данного подхода, возможно, искренне выдавая желаемое за действительное, старались формулировать интересные с научной точки зрения теории, обосновывающие курс на широкое сотрудничество с Китаем в надежде удержать его в лоне собственного влияния на стратегическую перспективу. Концепция «ответственного держателя акций (responsible stakeholder)» в глобальном мире рыночной экономики -одна из них. Акценты в рамках данной дискуссии менялись и в зависимости от того, какая партия побеждала на президентских выборах в США, и, соответственно, приоритеты каких бизнес кругов, поддерживающих победителей, становились ведущими на конкретном историческом отрезке времени. Как правило, группы экономической элиты, стоявшие за демократической партией, были глубже вовлечены в широкое хозяйственное, инвестиционное сотрудничество с Китаем и заинтересованы в его дальнейшем прогрессе.
При этом, по нашему убеждению, руководство КНР, используя различные тактические схемы и способы, на всех этапах своего развития исходило из решения национальной сверхзадачи -восстановления Китая в качестве могучей, самобытной державы и самостоятельного центра мира, не допускающих какой-либо зависимости от внешних сил. Поэтому столкновение глобальных интересов США и КНР как двух сверхдержав и перерастание сотрудничества в полномасштабную конкуренцию и соперничество было неизбежно, являясь лишь вопросом времени.
Открыто заявленный в 2017 г. переход КНР от этапа «обогащения» к этапу «усиления», «политика активных действий», оставив в прошлом сформулированную Дэн Сяопином «политику сокрытия возможностей», представляется как неизбежный, назревший выбор новой стратегической линии, соответствующей изменившимся реальному месту Китая в мире и международной обстановке.
Указанная трансформация стратегического курса не стала «волюнтаристским» решением лидера КНР Си Цзиньпина, поторопившегося завершить длительный этап развития Китая в рамках сформулированной Дэн Сяопином стратегии «держаться в тени», сконцентрироваться на внутреннем развитии и самоусилении, в чём его упрекали в ходе неформальных дискуссий в китайском интернете в 2018 г. Тактическая схема «не высовываться из тени», выбранная Дэн Сяопином в течение длительного времени успешно работала в интересах Китая, но в конце концов исчерпала свой ресурс.
Переход Си Цзиньпина к «политике активных действий» представляется также до известной степени вынужденной мерой после прихода к руководству в США республиканской администрации Д. Трампа, отражающей интересы неоконсервативных сил, решительно настроенных на практически сдерживание Китая. Этот курс быстро нашёл отражение как в доктринальных документах республиканской администрации США, принятых на рубеже 2017-2018 гг., где КНР вместе с РФ была указана в списке главных угроз национальным интересам США в качестве ревизионисткой державы, (но, к удивлению многих китайских деятелей Китай оказался на первом месте), так и в практических действиях в форме торговой войны и др.
Кризисные явления в американо-китайских отношениях, изменение в них соотношения компонентов сотрудничества и соперничества в пользу последних, последовательно нарастали в последние годы. И хотя представители администрации Д. Трампа в интересах внутриполитической полемики упрекают предшествующего президента - демократа в близорукости и недооценке «китайской угрозы», это не вполне справедливо. В мире хорошо помнят, как Б. Обама многократно открыто заявлял, что главная цель создаваемого им в тот период «Транстихоокеанского партнёрства» заключалась в том, чтобы и будущем «правила мировой торговли писались в США, а не в Китае». В статье, опубликованной в газете «Вашингтон пост» 2 мая 2016: он с максимальной откровенностью указывал: «...Америка должна писать правила. Америка должна командовать. Другие страны должны играть по правилам, определенным Америкой и нашими партнерами, а не наоборот. ... Изменился мир. Правила меняются вместе с ней. США, а не страны вроде Китая, должны писать их».
Тем не менее ведущие интеллектуальные центры правоконсервативных кругов в США, на которые опирается администрация Д. Трампа, представляют именно нынешнего президента в качестве единственного истинного борца за интересы США в рамках стратегического курса «Америка прежде всего». Китаисты «Американского предпринимательского института» заключают, что «предшествующие попытки утвердить влияние Америки против Китая, такие как отбракованное Транстихоокеанское партнёрство не смогли эффективно остановить китайскую экономическую агрессию», и требуют того, чтобы США всерьёз и надолго «возвели Китай в качестве главного приоритета международной экономической стратегии, работали последовательно вместе с союзниками против китайской преступной экономической деятельности в мире с целью умерить агрессивность Пекина».
Манифестом новой антикитайской стратегии можно считать выступление вице- президента США М. Пенса в одном из оплотов неоконсервативных сил, Гудзоновском Институте 4-го октября 2018 г., в котором он обвинил Пекин в массе грехов, в том числе, в неизмеримо больших по сравнению с Россией попытках вмешиваться во внутреннюю политику и президентские выборы в США. Второе должностное лицо Вашингтона договорилось до того, что по сути отнесло 430 ООО китайцев, обучающихся в США, и 150 ассоциаций китайских студентов и учёных в разряд «скрытых акторов», мобилизованных Пекином с целью повлиять в нужном ему направлении на американское восприятие китайской политики. Этот курс затем развивал и советник президента США по национальной безопасности Дж. Болтон, презентуя в Фонде наследия новую стратегию Вашингтона в Африке 13 декабря 2018 г. Он утверждал, что Китай, который и на Африканском континенте является главным соперником США, «использует взятки, непрозрачные соглашения, стратегию использования задолженности для удержания африканских государств в плену требований Пекина»...», а также, что «подобные хищнические действия являются субкомпонентами более широких китайских стратегических инициатив, включая «Один пояс, один путь» - планов, нацеленных на продвижение глобального китайского доминирования».
Особое раздражение Дж. Болтона вызвал факт, что в 2017 г. Китай основал свою первую в Африке военную базу в Джибути «всего в нескольких милях от нашей базы США лагерь Лемоньер». Тот факт, что в начале президентства Б. Обамы США располагали в Африке всего 3 военными базами, а в момент его ухода с поста президента, уже более чем 30-ю подобными объектами, естественно остался за пределами внимания Дж. Болтона. А ведь именно резкое наращивание военного присутствия США на данном континенте и стало ответом Вашингтона на экономическое проникновение сюда китайского бизнеса.
Таким образом, вопрос, кто кому первым «бросил перчатку», является риторическим и не столь принципиальным. Очевидно, что в США к власти пришли силы, убедившиеся в том, что Китай выиграл больше, чем сама Америка, от инициированного ею же курса на глобализацию мировой экономики, политики предшествующих руководителей Белого дома по вовлечению Китая в контролируемую Вашингтоном мировую рыночную систему и т.д. Сейчас эти силы решительно настроены на то, чтобы вновь кардинально переписать правила игры с целью сдержать дальнейшее усиление Пекина на мировой арене. Руководство КНР приняло этот вызов, в том числе, в форме упорного и полномасштабного сопротивления на фронте торговой войны, развязанной администрацией Д. Трампа, что, естественно, не исключает проявление гибкости и стремления к поиску компромиссов с китайской стороны.
Новая стратегия Китая «активных действий» нашла отражение и на других направлениях китайской политики. К ним, в том числе, относится курс Китая в отношении Корейского полуострова.
Как известно, в конце деятельности администрации Б. Обамы и в первые месяцы после прихода в Белый дом Д. Трампа Вашингтону наконец удалось сформировать монолитный фронт против Северной Кореи, возглавить эффективную кампанию оказания максимального давления на последнюю с целью заставить её отказаться от ракетно- ядерного оружия. Такое достижение американской дипломатии как в рамках обеспечения единства действий членов СБ ООН, так и в реализации собственных односторонних санкций, было бы немыслимо без активного и добросовестного участия в ней Китая, единственного государства, обладающего возможностями оказать на Пхеньян серьёзное болезненное давление в экономической сфере, прежде всего, посредством закрытия своей 1300 км границы с КНДР.
Причин, почему КНР в 2016-2017 гг. решила «перекрыть кислород» своему северокорейскому союзнику, достаточно много. Тут проявилось и крайнее раздражение Пекина упорной и опасной политикой Пхеньяна по безоглядному наращиванию ракетно ядерного потенциала, представляющего угрозу и самому Китаю, существенно осложняющему его положение в регионе. Достаточно упомянуть в данном контексте, что под предлогом противодействия возрастающей угрозе со стороны Северной Кореи, США развернули в Южной Корее комплексы противоракетной обороны «THAAD», де-факто направленные, прежде всего, против Китая и способные серьёзно ограничить его потенциал ответного ракетно-ядерного удара. В этой связи уместно вспомнить и личные сложные отношения между почти одновременно пришедшими к власти умудрённым опытом Си Цзиньпином и молодым Ким Чен Ыном, вылившиеся в беспрецедентно длительное (около 5 лет) и драматичное охлаждение традиционно дружественных китайско- северокорейских отношений.
Вместе с этим, безусловно, в феномене тесного сотрудничества Пекина с Вашингтоном на северокорейском направлении в рассматриваемые годы проявилось и стремление руководства КНР «пожертвовать пешкой ради ферзя», в духе традиционных китайских стратагем «бросить кирпич, чтобы получить нефрит» и т.д. Многие аналитики в тот период сошлись во мнении, что Пекин умело разыгрывал северокорейскую карту в стратегической игре с Вашингтоном и был готов её разменять в обмен на сохранение благоприятных условий торгово-экономического сотрудничества с США в условиях объективно нарастающих сложностей и противоречий в двусторонних отношениях. В течение определённого, не очень продолжительного, периода такая тактика срабатывала: и Б. Обама, и Д. Трамп в первые годы президентства неоднократно подчёркивали важную, незаменимую роль Пекина в формировании эффективного режима всестороннего давления на Пхеньян и не скупились на похвалы в адрес Пекина. Но вместе с этим, корейский сегмент при всей злободневности ядерной проблемы Северной Кореи, оставался периферийным звеном в глобальном спектре интересов и гигантском поле взаимодействия двух сверхдержав. Успешное сотрудничество Пекина с Вашингтоном по северокорейскому ядерному досье оказалось способным лишь временно притормозить, но не предотвратить неизбежное нарастание противоречий по кардинальным проблемам основной повестки отношений двух гигантов. И как только прозвучали первые залпы торговой войны Д. Трампа против КНР в виде подписанного американским президентом в марте 2018 г. меморандума «О борьбе с экономической агрессией Китая», корейская политика Пекина стала стремительно трансформироваться. Как по мановению волшебной палочки почти враждебные китайско-северокорейские отношения (я в начале марта 2018 г. побывал в Пхеньяне, где мне рассказывали, что сотрудники посольства КНР в КНДР в тот период уже предпочитали без прямой необходимости не покидать территорию своего дипломатического представительства) мгновенно преобразовались в новый медовый месяц.
Уже 25-28 марта 2018 г. Ким Чен Ын неожиданно совершил свой первый визит за рубеж, конечно, в Китай, а за прошедшие после этого 10 месяцев состоялось четыре (!) встречи в верхах между Си Цзиньпином и Ким Чен Ыном, включая очередной визит последнего в Пекин 7-10 января 2019 г. Феноменальный результат, подтверждающий чрезвычайно высокий уровень тесного взаимодействия и плотности графика консультаций по широкому спектру проблем, возможно, не имеющий аналогов в практике современных международных отношений. Визиты по своей интенсивности превзошли даже беспрецедентный темп межкорейского сближения в указанный период (три саммита).
Да, де-юре Пекин продолжает соблюдать международные санкции против КНДР, но китайско-северокорейская граница перестала быть непроницаемой, масштабная гуманитарная поддержка со стороны КНР быстро и ощутимо сделала для северокорейцев «жизнь веселее». И американские стратеги теперь с сокрушением констатируют, что времена эффективной кампании максимального давления на КНДР ушли в прошлое. Результаты стремительного роста взаимопонимания на высшем уровне между КНДР и КНР налицо.
Одним из примеров может служить традиционное программное новогоднее обращение Ким Чен Ына к нации 1 января 2019 г. В части инициатив, адресованных к США и РК, северокорейский лидер умерил свои требования, ограничившись лишь двумя: не проводить в 2019 г. совместные крупномасштабные военные манёвры и не завозить на территорию Южной Кореи дополнительные американские системы вооружений. Во втором пожелании, на наш взгляд, отчётливо слышна озабоченность Китая в связи с развёртыванием на юге Корейского полуострова систем ПРО США «THAAD».
Одновременно с этим Пекин в позитивном ключе изменил политику и в отношении Южной Кореи, против которой он в последние годы де-факто ввёл болезненные национальные экономические санкции в ответ как раз на согласие предшествующей консервативной администрации Пак Кын Хе разместить в своей стране указанные системы ПРО. То есть, в течение, 2018 г. Пекин полностью нормализовал свои отношения с обоими корейскими государствами, во всём объёме восстановил своё масштабное присутствие на Корейском полуострове, подтвердил свой статус важнейшего, незаменимого игрока на корейском поле, преследующего, естественно, исключительно свои собственные национальные цели, во многом и всё более не совпадающие с интересами Вашингтона в районе Северо-Восточной Азии.
В итоге можно заключить, что события прошедшего 2018 г. подтвердили наличие серьёзных предпосылок формирования вокруг Китая нового экономического полюса, по меньшей мере, в регионе Восточной Азии и в условиях обостряющегося соперничества с США, в том числе, торговой войны с ними, воспринимаемой в Пекине в качестве длительной перспективы.